Статті

14.11.2003
Українська "Молодість" здалася Росії без бою


Не съем, так понадкусываю

"Молодость" - крупнейший кинофестиваль в стране. Начинался он в 1970-м году как обзор студенческих фильмов Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого. Потом расширился до всеукраинского фестиваля. А 10 лет назад - с приходом к рулю "Молодости" Андрея Халпахчи, до этого возглавлявшего киноклуб "Диалог", - стал международным. Фестиваль был зарегистрирован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (ФИАПФ). С тех пор "Молодость" стала крестной матерью для Тома Тиквера, Денни Бойла, Алексея Балабанова, Дениса Евстигнеева, Жака Одиара, Франсуа Озона, Стивена Долдри, Сергея Маслобойщикова, Алена Берлинера, Славомира Фибицкого.

О популярности XXXIII кинофорума говорит то, что на конкурсные утренние показы (а ведь большинство демонстрируемых фильмов - "коты в мешке") наполнялся почти под завязку большой зал Дома кино. О вечерних мероприятиях и говорить нечего. А на бесплатную ретроспективную программу фильмов Райнера Вернера Фассбиндера собиралось в два раза больше народу, чем способен вместить кинотеатр. На церемонию открытия показов дирекция прорывалась сквозь толпу с боем.

Что касается стилевых ориентиров, Киевский МКФ не тяготеет ни к коммерческому кино, ни арт-хаусному. Во главе угла - плюрализм. Форум желает показать весь срез молодого кино - от экспериментального кино до явно нарративного - в рамках конкурса, и не только молодого - во внеконкурсной программе. Обратная сторона медали - пугающая размытость фестиваля. "Молодость" ограничивает себя лишь творческим возрастом участников. Да и то - только в рамках конкурсной программы.

Вообще-то, фестивали дебютного кино сегодня популярны во всем мире. Киевский выделяется тем, что "отслеживает этапы роста" талантов. Конкурсы проходят в трех номинация: студенческий фильм, дебютная короткометретражка и дебютный полный метр. Начинающие кинематографисты, как правило, проходят все эти ступени и именно в таком порядке.

Внеконкурсная программа не имеет ни географических, ни хронологических границ. Нынче в ней были отдельно представлены мир российского кино, панорама украинского кино 2002-2003 годов, "немецкий бульвар", турецкая новая волна, несколько авторских (от модного Лукаса Мудиссона до патриарха Жоржа Мельеса) и актерских ретроспектив (от Софи Лорен до Веры Холодной), ретроспектива Римской Национальной киношколы, показы лент-лауреатов других фестивалей и много другое.

За неделю прокручено около 230 лент из нескольких десятков стран. Квота конкурсной программы осталась прежней - порядка 70 фильмов. Однако и эта цифра пугает не только посетителей, но и жюри - единая пятерка оценивает работы во всех трех номинациях. По окончании форума было решено к следующему году ее сократить.

Работа лицом

Только в нынешнем году Киевский МКФ обрел "публичное лицо", привлек к себе внимание рядовой аудитории. Да, раньше в кулуарах "Молодости" можно было столкнуться с Этторе Сколой, Кшиштофом Занусси, Йосом Стеллингом и другими мастерами европейского кинематографа. Но их имена мало что говорили обывателю. В этот раз фестиваль, вернее, его спонсоры понесли представительские расходы на приглашение мировой кинозвезды. "Свадебной генеральшей" стала Софи Лорен.

Выбор оправдан тем, что творческая судьба итальянской дивы уже сводила ее с Украиной. В конце 60-х Витторио Де Сика снимал здесь часть фильма "Подсолнечники". Нынче Софи играла роль второго плана. Программа ее пребывания ограничилась пресс-конференцией, пятиминутной речью на церемонии открытия и представлением ретроспективы своих фильмов в кинотеатре "Киев". Все, что осталось в воспоминаниях о визите, это горькая шутка: "Не тот теперь Миргород, Софи Лорен не та" да новое, точнее, истинное звучание ее псевдонима. Как выяснилось, "фамилию" актрисы нужно произносить с ударением на первом слоге.

Алло, кампус ищет таланты!

Присутствие суперзвезды оказалось не единственным сюрпризом XXXIII КМКФ. "Молодость" гордится такой инновацией, как Кампус талантов. Это совместное детище с Berlinale Talent Campus. Являло оно собой выездную сессию виртуального киновуза: для молодых кинематографистов проводились мастер-классы, семинары, презентации. Вызвались проводить занятия режиссер монтажа Михал Лещеловский (Швеция), работавший с Тарковским, Бергманом и Мудиссоном; польский режиссер Ежи Гофман; директор Варшавского МКФ Стефан Лаудын; Сибилла Курц (Германия) провела международный тренер по презентации проектов; Кшиштоф Занусси; несколько российских мастеров. Порой лекции не могли не веселить. Например, Ежи Гоффман учил "Как снять большую полнометражную картину с маленьким бюджетом", оперируя цифрами в несколько миллионов долларов.

Были и "практические задания", право на выполнение которых творцы оспаривали в конкурсе сценариев. Победителей вместо трех по регламенту оказалось четыре: Ксави Сала (Испания), Раду Джуде (Румыния), Сергей Наталушко (Украина), Мария Халпахчи (Украина, студентка ВГИКа). Для создания видеопятиминуток фестиваль предоставил финансы, материалы, оборудование.

Испанская и румынская работы были выполнены в жанре остросюжетного роуд-муви: в "Багажниках" Салы девочки-припевочки оказались убийцами, в "Черном море" Джуде юный рыцарь на черной "Волге", вызволивший любимую из больничных "казематов", - торговцем живым товаром, а "возлюбленная - его жертвой. "Ответы" Марии Халпахчи родили массу вопросов, ибо являли собой невнятный сюрреалистический эксперимент на стыке музыкального клипа, рекламы и кино с грубым цитированием. Чего стоит одно бьющееся сердце, вырванное из "Амели"! "Соблазн" Сергея Наталушко вообще походил на видеосказку, смонтированную впопыхах для детской передачи провинциального областного телевидения, с катастрофическими комбинированными съемками и лапидарной моралью: "Творец рожден для полета".

Вопрос ориентации

Подбирая фильмы для внеконкурсных показов, дирекция первым делом ориентируется на "горячие точки" кинематографической карты мира. В этом году самой пылающей посчитали Турцию. Однако некоторые фильмы погрузили в недоумение, напоминая качеством достижения потомков османов в других отраслях производства. Типичный пример - "Исповедь" (2001) Зеки Демиркубуза. В течение всего фильма супруг пытается вызвать разлюбившую его супругу на откровенность в духе: "Я спрашиваю, ты где была?!" Умывается слезами у нее в ногах, сулит горы рахат-лукума, ставит ультиматумы и бросается с кулаками. Скудность сюжета усугубляет на редкость мертвая игра актеров. Мучаясь плоскими коллизиями, уповаешь на оригинальность финала. И она не заставляет себя ждать. Герой навещает сбежавшую от него и забеременевшую неизвестно от кого героиню и спрашивает, не поедет ли она с ним на некую турецкую стройку века - он все простит. Женщина отвечает: "Нет". Титры: "Конец".

"Холодная" Скандинавия со своим психологизмом на грани фола не оставила туркам никаких шансов. Помимо ретроспективы лидера шведского кино Лукаса Мудиссона, она была представлена "Открытыми сердцами" (2002) датчанки Сюзан Бир (Догма #28), "Морем" (2002) исландца Бальтазара Кормакура и фильмом норвежца Гуннара Викене "Падающее небо" (2002). Последний фильм крайне показателен - повествует об обитателях психиатрической клиники, которые на самом деле более всего нуждаются в любви и более других на нее способны.

Также ни в какое сравнение не шли турецкие ленты с иранским продуктом. Во внеконкурсной программе был показан последний фильм председателя жюри "Молодости" Джафара Панахи. Режиссер овеян славой Каннского фестиваля - 3 приза за дебютный "Белый воздушный шар" (1995), 6 международных наград за второй - "Зеркало" (1997), столько же собрал в одной Венеции, включая "Золотого Льва", третий - запрещенный на родине "Круг" (2000). "Багряное золото" (2003) вновь представляет критический взгляд режиссера на иранскую действительность. Потрясает, как гениально и просто он вводит зрителя в то же эмоциональное состояние, вследствие которого главный герой картины идет на преступление и кончает жизнь самоубийством. В течении практически всего фильма с документальной дотошностью демонстрируется монотонный быт развозчика пиццы. Зрителю, как и этому парню, давят на мозги длительные и в результате бестолковые поездки на мотоцикле городскими улицами по работе и личным делам, выслушивание монологов приятеля, полных эфемерного оптимизма, зрелище гнетущей серости жизни соседей по кварталу, наблюдение за недостижим благополучием удачливых заказчиков пиццы. Отсутствие развития сюжета отзывалось в зале нервными восклицаниями. "Когда же все это закончится?!" - изнывала аудитория, не зная, что буквально озвучивает главную мысль героя.

Относительно тематических акцентов. Таковой был замечен на "другой любви". "Молодость" испытывает интерес к гомосексуальной тематике уже лет пять. Эстетике и этике однополой страсти были посвящены как конкурсные, так и внеконкурсные фильмы: от последней ленты Франсуа Озона - детектива "Бассейн", мировая премьера которого состоялась в этом году в Каннах, до студенческой работы воспитанника Киевского университета культуры Евгения Тимохина "Сезон в аду", вдохновленного биографией Артюра Рембо. Специальной приза в этой категории - "Солнечного зайчика" - добился полнометражный дебют аргентинца Диего Лермана. "Так внезапно" (2002) - эксцентричная историю о встрече несчастной обывательницы с двумя панкующими лесбиянками, влюбленность одной из них в главную героиню влечет к киднеппингу.

Все это - помимо полновесной ретроспективы Фассбиндера.

Свой интерес к гей- и лесбо-проблематике селекторы фестиваля объясняют желанием "продемонстрировать свободные воззрения на жизнь и не выпадать из европейского контекста, а заодно развивать демократическое сознание".

Тем не менее, не забыла "Молодость" и традиционную любовь. Героем в этой категории вновь стал любимец киевской публики Йос Стеллинг. Новая получасовка "Галерея" (2003) завершает трилогию режиссера, начатую увенчанными лаврами "Залом ожидания" (1995) и "Бензоколонкой" (2002). Снова остроумный немец придается похожим на анекдоты без слов эротическим фантазиям в публичных местах, концентрируясь на визуальном ряде.

Русские пришли

Среди конкурсных работ не было равных полнометражному режиссерскому дебюту Геннадия Сидорова. Его "Старухи" - единственная лента, дружно одобренная всеми членами жюри. Симптоматично, что речь в трагикомедии идет о межнациональном конфликте, благополучно разрешившемся благодаря безграничному богатству души простого человека: острые на язык бабульки из заброшенной костромской деревни vs семья таджиков-беженцев - уж куда проще. Гран-при в виде статуэтки "Скифский олень" и 10000 долларов - удачное дополнение к ранее взятому колоритными "Старухами" "Кинотавру".

Драматично взглянула на аналогичную ситуация австрийка Рут Мадер. Ее "Борьба" (2003) завоевала две награды: приз Жюри международной федерации кинопрессы FIPRESCI и спецприз "за освещение проблемы эмиграции и кризиса общества потребителей" Жюри международной федерации киноклубов. Борьба за выживание польской нелегалки в Австрии наполнена страданиями, чувством отчужденности и выражена посредством провокационной киноэстетики - натуралистичные съемки потрошения птицы на фабрике заставили содрогнуться.

Двух призов главного жюри удостоилась лента, не обошедшаяся без "руки Москвы". "Осаму" (2003) поставил глава афганской киноиндустрии Сиддик Бармак, получивший режиссерское образование в Первопрестольной. Автор получил $2500 за лучший полнометражный игровой фильм, а исполнительница главной роли Марина Голбахари - 1000 евро как лучший молодой актер. Действия разворачиваются в Афганистане эпохи правления Талибана, однако снят в присущей российской школе драматической реалистичной манере. Это рассказ о злоключениях женщины, пользующейся при талибах правами рабыни и вынужденной переодеться в мужское платье, чтобы иметь возможность появиться на улице. Ее "имя" Осама - прозрачный намек на бин Ладена. Примечательно, что это вообще первый полнометражный фильм афганского производства и "Молодость" - первый фестиваль, на котором он был представлен.

Дым отечества

Плоды украинских авторов оказались настолько безвкусными, что не удостоились ни одной награды - ни от главного жюри, ни от специальных судейских коллегий, ни от зрителей.

Держава возлагала большие надежды на фильм "Мамай". Лента Леся Санина, правообладателем которой выступает Министерство культуры Украины, даже выдвинута на соискание "Оскара". Пиар фильма в СМИ вызвал небывалый ажиотаж. Невзирая на серию презентационных показов для прессы и студентов, произошедших, едва пленку сняли с монтажного стола, во время демонстрации на "Молодости" толпы желающих ее увидеть чуть не выломали двери в зал. Однако жюри отнеслось к фильму холодно. "Мамай" не получил ни единого голоса арбитров. Да и зрительское жюри оценило полнометражный кинодебют председателя ассоциации молодых кинематографистов и преподавателя кафедры режиссуры Киевского театрального института в одном лице в 3,8 балла из 5 возможных. Картина впечатляет технической подготовкой и операторской работой. Каждым кадром пленки можно любоваться полвечности. Под скачки казацких и татарских всадников можно медитировать. Однако ничего, кроме бесконечных пересечений степи верхом, в фильме нет. Санин обогатил местную кинокопилку бессюжетным клипом, использовав в качестве почвы предания украинской старины глубокой, от которых современный местный кинематограф не может отойти уже несколько лет.

Разочаровали студенческие работы. Принять эстафету прошлогоднего успеха остроумного анимационного фильма "Шел трамвай 9-й номер", после "Молодости" завоевавшего симпатию Берлинского фестиваля, было некому.

Показал зубы молодой "элите" из театрального института Киевский национальный университет культуры, на который рафинированные молодые "творцы" привыкли смотреть с презрением. Внеконкурсный видеопоказ его воспитанников заинтриговал публику до того, что она потянулась на сеанс из соседнего зала, где шла премьера "Ключа от спальни" Эльдара Рязанова.

Подтверждением беспомощности молодых украинских постановщиков стали вышеупомянутые "кампус-талантливые" видеоработы. Имея равные стартовые условия с зарубежными коллегами, украинская молодежь выдала на-гора пародию на жанр кино.

Сей факт лишает каких бы то ни было аргументов жалобы киевских студентов на недостаточное финансирование. Остается выбирать между сетованиями юных Довженко на бездарность преподавателей и аналогичными претензиями менторов к своей аудитории.

Повна адреса статті : http://kiev.guelman.ru/articles/molodost/