Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На першу сторінку


 Коло художників
 Архів проектів галереї

    



{ Лінки } { Щоденник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайту }   








  Новини
Статті
Галереї
Художники
Виставки
Продаж
Видання
Літосфера
Минувшина

[укр.]
[рус.]


Анонси подій у Києві і в Україні


Новини Галереї Гельмана в Москві



Чи можливо вважати нормальною для демократичного суспільства таку ситуацію, коли на художника накладено заборону? Гарний виходить "піар", унаслідок якого людина потрапляє на кілька років до табору для біженців.







Статті


Олександр Соловйов
"Українські "X-files""


Замысел живописного цикла "Украинские "X-files"" зародился у Василия Цаголова ещё в середине 90-х. Но то, как известно, было не время живописи. По образному сравнению критики, тогдашняя ситуация как бы возвращала нас к некоему современному мифу, где выворачивалась наизнанку история Антигоны - нам снова и снова разрешалось похоронить живопись, но, кажется, мы вовсе не были уверены, что в этом наш долг. После запоминающейся серии холстов "Резина чувств", Цаголов также предпочел живописи другие виды креативности: фотографиманс, видео, перформанс, акцию, кураторство, вынашивая попутно и идею модернизации картины. Когда же к исходу 90-х проявились проблески нового понимания живописного медиума в современном искусстве, он не случайно оказался в числе первых, кто стал реактуализировать этот медиум, а его "криминальная пара" картин под названием "Мачо" органично вошла в очень симпатичной выставки "Срочная живопись", прошедшей в начале года в Музее современного искусства города Парижа.

Многих, наверное, удивит "реалистический" облик "Украинских "X-files"". Но за внешне архаичной медиальной оболочкой здесь, тем не менее, можно разглядеть потенциальную радикальную сущность. Впрочем, сам автор не склонен употреблять категорию "новое", "авангардное" и пр., заменяя их словом "свежее". Его желание начать "с чистого листа", разрушить метафизическую предопределенность картинного пространства не вызвано лишь деструктивными "геростратовыми" амбициями, но воспринимается сегодня вполне адекватной и конструктивной авторской стратегией.

Картины цикла не могут привлечь внимание каким-то остраненным, "опущенным" письмом, одновременно бытовыми и фантастическими сюжетами, "гоголевским" духом и нескрываемой попсовой мистикой.

В своих новых полотнах Цаголов придерживается той доктрины, что при ревизии фигуративной картины коренных изменений требует не форма, а предмет и характер - нейтрализоваться. Поэтому его живопись - "никакая", девалоризованная и так похожа на сухой академический этюд, ведь академизм - нейтрален с точки зрения выразительности формальных изысков, а это позволяет сконцентрироваться на главном в понимании автора сюжета, рассказе, высказывании. Заметим сразу, что это всё не визуальные (не смотря на литературный "гоголевский" налет) рассказы-небыли, невозможные при всей своей правдоподобности и абсурдные. Поэтому, при внешних родовых признаках картины, сюжеты Цаголова, в принципе, не плодят традиционного (того самого - так "метафизического") картинного пространства - оставленные то здесь, то там нетронутые куски поверхности белого холста играют роль "следов разорванности" этого пространства. С другой стороны, белый холст можно воспринимать в данном случае и как особый "внутренний свет" картины. "Для живописи нового времени, - делает наблюдение Борис Гройс в своей статье "Жизнь без теней", - реальность мира, к которой она стремится, заключается как раз в том, что мир обладает темным, непрозрачным ядром, которое может быть только освещено снаружи, но не может быть пронизано светом", эманация же естественного цвето/света грунтованного холста у Цаголова исполняет вдруг парадоксальную "затемняющую" функцию нередуцируемого, непрозрачного, потаенного, "пустотного" остатка реальности.

В качестве свежего содержания художник предлагает эстетизацизацию всевозможных проявлений коллективной и приватной патологии буквального толка. Но его цель - не критика общества, а попытка высветить культового отрицательного "героя", с его специфической "хореографией" преступных действий или развлечений, как видно, к примеру, из его картин "Мачо". Или же, если говорить непосредственно об "Украинских "X-files"" - переложить на живописный язык гипертрофированную религиозность, усугубленные эсхатологические настроения, идею существования внеземных цивилизаций, всяких там летающих тарелок, инопланетян и т.п., которыми так одержима сегодня травмированная человеческая психика. Художнику удается сплести всъ это в ироничный, занимательный, бредовый симбиоз, который безошибочно обозначению в качестве какого-то "паранормального реализма".

Не секрет, что сегодня художники находятся с миром в большей степени в галлюцинаторно-виртуальном контакте, и в меньшей - непосредственно жизненном, а их сознание формируется за счет информационного, а не культурного потока. "Украинские "X-files"" со всем своим масскультным набором - той же природы, они инициированы теми же виртуальными, медийными импульсами. Художник как бы пишет не "эту", но "другую" картину. Подобное, тяготеющее к унверсализации, свойство нынешней визуальной практики, критики всё чаще определяют как "интермедиальность". На их взгляд, иллюстрирование информационной реальности, создание её чуть ли не мультипликационной версииименно и предполагают перевод её на кальку, а возникающее удвоение, инаковость, позволяет острее почувствовать нелепость доверия её.

Примат содержания в картинках Цаголова на самом деле вовсе не означает полного пренебрежения к форме. Только слепому трудно увидеть во всей этой "антиживописи" свою особую квазиколористическую прелесть и тонкость. Абсурдной "смещенности" картинного смысла и пространства как нельзя способствуют едва уловимые масштабные искажения, деформации рисунка, нарушения перспективы... Алогична и сама мануальная динамика письма - не смотря на кажущуюся "реалистичность" форм, моделировка осуществляется не по академическим правилам, кисть порой движется не по форме изображаемых вещей и фигур. Наконец, программное методологическое и формальное отличие этих картин Василия Цаголова - их нонфинитизм (впрочем, культивируемый ещё со времён Сезанна). Работа над ними практически может быть остановлена, так и не начавшись по сути. Конечно, если подходить к последней с точки зрения обычного нормативного мышления...



Версія для друку










Виставка українських художників "Рік Мавпи"

Пріоритетом у підборі творів є перехідний стан людей, подій та ознак нашої реальності. Це романтичність одинокого даїшника у ночному дозорі (Олександр Гнилицький), шалена енергія багатолюдного натовпу (Сергій Зарва), палаюча пожежна машина (Жанна Кадирова), помаранчевий вибух салюту (Максим Мамсиков), терпляча нічна черга по вечерю (Алина Якубенко). // докладніше...





ЗАРАЗ






Інформація буде пізніше




















         
  Rambler's Top100