Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На першу сторінку


 Коло художників
 Архів проектів галереї

    



{ Лінки } { Щоденник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайту }   








  Новини
Статті
Галереї
Художники
Виставки
Продаж
Видання
Літосфера
Минувшина

[укр.]
[рус.]

Анонси подій у Києві і в Україні


Новини Галереї Гельмана в Москві





Виставки


Ігор Лямшин
Фреш консервований


Выставка куратора Наталии Филоненко "Fresh", открывшаяся в прошлый четверг в Галерее Гельмана, с самого начала требовала серьезного к себе отношения. И одновременно настораживала: авторы известные, все как один, их имена гремели еще с конца 80-х... И как шесть, только что написанных, "свежих" картин глянутся сегодняшней публике?

А ведь глянулись. Хотя подход у каждого из четырех авторов (Гнилицкий и Савадов выставили по две работы) сугубо индивидуальный, но всех их объединяет принципиальная живописная добротность, и прежде плохо скрываемая, а здесь уже "прозвучавшая во весь голос". Тщательно выстроенный артефакт, не без употребления проверенных творческих рецептур (едва ли не дедовских времен), всегда импонировал привередливой публике, не устающей попрекать современных художников в том, что они, мол, "писать не умеют".

Теперь эти упреки растают как с белых яблонь дым. Трехслойный метод масляной живописи, мерцание лессировок отмечают холсты Арсена Савадова, вязкая кладка мазков - Александра Ройтбурда, свободные, импрессионистические удары кисти - Василия Цаголова. А вот Александр Гнилицкий, напротив, предпочитает гладкую фактуру холста - что совсем не удивительно, ведь воссоздает он горные туманы и подводные глубины, Русалку с Дракулой. Но у каждого из авторов за этим стоит серьезная школа, трезвость замысла и жесткая продуманность.

Все, время понтов закончилось. "Нынешний кризис Нового" (о котором предупреждал Борис Гройс) не мог не спровоцировать массового интереса к хорошо забытому старому, то есть Большой Картине, наделенной видимой сделанностью и сюжетом, а также - вовсе не беспочвенной претензией на солидность. Положа руку на сердце: подлинные достижения современного искусства Украины связаны не с видео, инсталляцией или перформансом, а с живописью. Просто ранее она казалась чуть расслабленной, в чем-то необязательной. Но сейчас ей предъявлен иной счет.

Конечно, каждый раз здесь проглядывает подвох: словно компенсируя помпезность размеров, некоторый академизм творческих приемов, художники - не сговариваясь - апеллируют к ирреальному и беспочвенному, что должно подорвать изнутри ими же установленный порядок вещей. У Гнилицкого это обусловлено жанром хоррора и фэнтэзи, у Цаголова - неугасающим интересом к теме "украинских Х-файлов" (ряженый Кащей в интерьере киевского метро). У Ройтбурда - отголосками восточных вероучений ("Девушка в лесу"), у Савадова - изящным абсурдизмом личностного толка ("Осень": гигантская ложка в пейзаже), нередко заимствуемым из собственных фотосерий ("Голливуд", сочетающий Христа, балерину и буквы-титаны на калифорнийских холмах).

Итак, украинский постмодерн становится консервативным - и откровенно красивым. Это ему идет, но неизбежно лишает былой дерзостной интонации. Мы готовы восхищаться им, но не готовы удивляться. Великолепие не нуждается в снисходительности. Но и ждать от него слишком многого также не стоит.



Версія для друку



    {  Кирило Проценко  }
















         
  Rambler's Top100