Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На першу сторінку


 Коло художників
 Архів проектів галереї

    



{ Лінки } { Щоденник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайту }   








  Новини
Статті
Галереї
Художники
Виставки
Продаж
Видання
Літосфера
Минувшина

[укр.]
[рус.]

Анонси подій у Києві і в Україні


Новини Галереї Гельмана в Москві





Виставки


Вікторія Бурлака
Про виставку Вікторії Бєгальської "Хочу Тебе Закопати"


Видео Виктории Бегальской не утаивает от зрителя источников своего мрачного вдохновения... Роющиеся в помойках бомжи, обшарпанные хрущевки и т.п. - пристрастие к "хардовой" прозе жизни с высокой степенью вероятности дает возможность распознать в ней представительницу "харьковской школы". Впрочем, Виктория, наблюдая жизнь за чертой нищеты, невольно отдаляется от холодной документальности "школы" - ее видение "родного города" заставляет вспомнить банальное, но в некоторых случаях справедливое положение о "инаковости" женского взгляда - тоскующего, сочувствующего, болезненно-меланхолического.

Виктория заставляет зрителя погрузиться в мрачное состояние "посленовогоднего" похмельного синдрома, снимая второго января в "ХТЗ" (эта аббревиатура зашифрована в названии проекта) - районе Харьковского тракторного завода. Главным вопросом на повестке того дня для жителей спальных окраин стал вынос помойного ведра. Череда пенсионеров с ведрами и изучающих содержимое мусорных баков обитателей "дна" возникает не случайно. Остается ощущение, что эти "останки цивилизации" нагружены специфическим смыслом. В чем художница соприкасается с традицией московского концептуализма в версии, к примеру, Кабакова, для которого мусор во всех его разновидностях - "сухой и мокрый, слипшийся" - символизировал социальное тело, неофициальный, неидеологический контекст, слагающийся из разноголосицы приватного восприятия жизни совершенно разными людьми. Бегальская рассматривает "мусорную" метафору еще и в плане взаимоотношений человека и государства, для которого люди с "ХТЗ" - отработанный материал, мусор...

Художница не ограничивается разоблачением ненавистной действительности. Забрасывая видеопроекцию на стене галереи грязью до того момента, пока темный фон полностью не поглощает ее, она пытается разрушить несовершенный мир, вызвать "Абсолютное Ничто, возникающее в "Черном квадрате" Малевича"... Этот запоздало-авангардистский жест наивен и искренен - вместо того, чтобы подчиниться диктату глобальной художественной конъюнктуры, приветствовать реальность во всех ее скучнейших проявлениях и отвергать репрессированную позитивистским мышлением метафизику, Виктория учиняет метафизический бунт против реальности...

Видео "Welcome" и "Снизу вверх" - "феминистический" полюс творчества Бегальской. "Феминизм" закавычен потому, что Виктория далека от дидактичной критики мужского доминирования, "вожделеющего взгляда", униженным объектом которого якобы является женщина. Речь идет об ироничной критике самой критики. Она рассматривает властные гендерные отношения в постлакановском ключе, "переворачивает" их, превращая в отношения эротического договора. Разыгранные мизансцены делают очевидным тот факт, что "подавление" контролируется самой женщиной и, на самом деле, не противоречит ее желаниям...

В истории "Welcome" художница становится добровольной "жертвой" чернокожего учителя английского языка, секущего ее розгами за ошибки. Налицо, вроде бы, стандартный набор оснований для предъявления обвинений - отношения "учитель-ученица", физическое насилие, цвет кожи мужчины, ассоциирующий его с Отелло, текст диалогов: "Кто отец наш? - Иисус...", намекающий на "фаллоцентризм" европейской культуры. Но в этой ролевой игре все не так просто - обвинить учителя мешает удовольствие его ученицы. Напряжение садо-мазохистской сцены разряжает фигура заливающейся смехом маленькой девочки, наблюдающей за происходящим. Ее реакция подчеркивает страх женщины ошибиться и быть наказанной, хотя, очевидно, что ошибается она именно для того, чтобы быть наказанной...

В фильме "Снизу вверх" Бегальская - исполнительница "элитных" мужских капризов в сцене офисного секса. Действующие лица - одутловатый "денежный мешок" в кожаной маске и обнаженная хрупкая женщина, лижущая подошвы его ботинок. Как и учитель английского, он время от времени вяло высказывает свое недовольство недостаточным усердием дамы...В этой ситуации просто невозможно говорить об отношениях "принуждения и подавления" в серьезном тоне - никчемный персонаж мужского рода, раздувающийся от чувства собственной значимости, несмотря на скромность сексуальных возможностей и потребностей, кажется фигурой комической и безвредной...



Версія для друку



    {  Ігор Гусев  }
















         
  Rambler's Top100