Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На першу сторінку


 Коло художників
 Архів проектів галереї

    



{ Лінки } { Щоденник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайту }   








  Новини
Статті
Галереї
Художники
Виставки
Продаж
Видання
Літосфера
Минувшина

[укр.]
[рус.]


Анонси подій у Києві і в Україні


Новини Галереї Гельмана в Москві



Чи можливо вважати нормальною для демократичного суспільства таку ситуацію, коли на художника накладено заборону? Гарний виходить "піар", унаслідок якого людина потрапляє на кілька років до табору для біженців.







Виставки


Наталія Рудниченко
Призивання Кармапи
"Русский журнал"


В холодный дождливый октябрьский день в киевской галерее L-Art, расположенной в части города, считающейся Меккой украинских художников, - на Андреевском спуске, было тепло и уютно, под звуки таинственной восточной музыки загадочно мерцали зажженные свечи, а в воздухе разносился аромат благовоний. Здесь призывали Кармапу - духовного лидера миллионов последователей Буддадхармы, и все присутствующие могли помедитировать перед ликами Будды, расположенными на стенах галереи.

"Призывание Кармапы" (куратор Евгений Минко), - первый кураторский проект, представленный в галерее L-Art как институции современного искусства. Его эстетическая миссия заключается в экспонировании произведений ритуального буддийского искусства и картин современных украинских художников, интерпретирующих иконографию буддизма, в пространстве галереи contemporary art. Практически все работы были специально написаны для этого проекта. Изначально предполагалось, что украинские художники интерпретируют известные концепции, но им удалось настолько тонко проработать ритуальное искусство (при одновременной ориентации на канон), что в результате получился отдельный проект, обладающей самостоятельной художественной направленностью.

Произведения украинских художников не несут сакрального значения и оперируют образами буддийского искусства исключительно в эстетическом смысле. Произведения же восточного религиозного искусства изначально воспринималась европейцами с эстетической точки зрения. Поэтому обе части экспозиции подводятся под общий знаменатель, продуцируя цельный художественный образ.

Как оказалось, "Призывание Кармапы" обладает еще и прагматической миссией, поскольку является приглашением, адресованным главе школы Карма Кагью, посетить Украину. Карма Кагью является одной из крупнейших школ тибетского буддизма. Как традиция прямой устной передачи учений, она уделяет особое внимание медитации и непосредственному познанию природы ума учеником под руководством учителя. Непрерывная линия преемственности Карма Кагью восходит к Будде Шакьямуни - Будде нашего исторического периода.

С XII века главой школы и держателем линии Карма Кагью является Кармапа - сознательно перерождающийся на протяжении последних девяти веков лама. Сегодня главой Карма-Кагью является Его Святейшество XVII Гьялва Кармапа Тхайе Дордже. Кармапа считается духовным лидером миллионов последователей Буддадхармы и уважаемым Ламой в глазах тех, кто почитает гуманистическую философию буддизма. Кармапа путешествовал по многим странам мира, однако Украину он до сих пор не посещал. Проект "Призывание Кармапы" представляет символический ритуал призвания Его Святейшества в Украину художественными средствами. Однако в творческом плане проект, как и сама презентация, носит сугубо светский характер.

"Призывание Кармапы" - это измененное название текста буддийской медитации "Призывание ламы издалека", адаптированное к актуальной для Украины ситуации. В роли символических подношений выступают артефакты ритуального искусства буддизма и живописные произведения известных украинских художников contemporary art - Владимира Будникова, Юрия Никитина, Александра Гнилицкого, Ильи Чичкана, Виктора Покиданца, Ксении Гнилицкой. Все представленные произведения украинских художников живописны, что соответствует актуальным мировым тенденциям современного искусства. Именно живопись является вот уже несколько последних лет главным модным трендом современного искусства, что было окончательно подтверждено на последнем Венецианском биенале, где самые интересные проекты были живописными и коммерческий успех получила тоже живопись.

В рамках "Призывания Кармапы" Юрий Никитин создал портрет XVI Кармапы (предыдущего воплощения Ламы), декорированный стразами и позолотой, а также иконы с изображениями исторического Будды Шакьямуни и богини Сарасвати, выполненные в каноне православной иконописи - потрясающее зрелище, оставляющее в душе ощущение универсального мировосприятия и духовности. Наверное, это ощущение присуще этим картинам априори, так как сам Юрий является известным иконописцем.

Илья Чичкан представил яркую картину "Буддафляй", изображающую тибетскую девушку. Владимир Будников демонстрирует серию абстрактных работ "Медитация". Александр Гнилицкий представил картину "Одоо" ("сейчас" или "теперь" на монгольском языке) и "Калмыцкий Лама", изображающую учителя Школы Гелугпа. Виктор Покиданец представляет серию из трех минималистических работ, эксплуатирующую буддийскую терминологию. Ксения Гнилицкая представила свою интерпретацию традиционного буддийского сюжета - изображение Будды в Паринирване - и картину "Большой Будда и маленькие талибы". В рамках проекта представлены и предметы буддийского искусства - скульптурные и графические изображения (тханки) Будд, Бодхисаттв, и защитников, созданные индийскими, непальскими и украинскими художниками ХХ века. Все тханки выполнены в живописной традиции карма гадри, основанной VIII Кармапой и, к слову, поразительно напоминают богато расшитые и инкрустированные хоругви в украинской православной церкви.

Проект "Призывание Кармапы" отражает новейшие тенденции искусства Украины. По словам его куратора Евгения Минко, на данный момент рынок современного искусства в нашей стране начинает уверенно формироваться, поскольку ранее существовали лишь усилия отдельных немногочисленных институций, очень ограниченное количество художников, не было структурированных систем продаж и коллекционирования. Довольно долго потребителями современного искусства являлись СМИ, нуждающиеся в материале для своих культурных рубрик, а не люди, желающие приобрести полотна для себя. Сейчас ситуация меняется, и в Киеве все больше галерей проявляет интерес к актуальным тенденциям искусства.

Кстати, и сама галерея L-Art, около 10 лет выставлявшая преимущественно искусство соцреализма, с июля 2003 года изменила вектор своей деятельности в направлении contemporary art. Однако крест на соцреализме не поставлен, и скоро на Подоле откроется галерея, которая продолжит работу в этом направлении. Стоит добавить, что L-Art известна не только постоянными поисками, интересными экспозициями и оригинальными презентациями, но и особой арт-интеллектуальной атмосферой, которую сумела создать благодаря своему безупречному вкусу, а также теоретическим знаниям и практическому опыту очаровательная хозяйка L-Art, кандидат философских наук Людмила Березницкая, гармонично сочетающая в себе рассудительность профессиональной бизнес-леди со страстностью истинного коллекционера. Наверное, поэтому все ее начинания пользуются огромным успехом. Одно из них - Интеллектуальный клуб, действующий при галерее. Клуб пользуется огромной популярностью среди почитателей искусства из различных сфер деятельности - дипломатов, бизнесменов, художников, журналистов, а гости заседаний говорят сами за себя - например, известный украинский писатель Андрей Курков, украинский дирижер с мировым именем Роман Кофман и другие. Выставка "Призывание Кармапы" продлится до 2 ноября.








Версія для друку










Виставка українських художників "Рік Мавпи"

Пріоритетом у підборі творів є перехідний стан людей, подій та ознак нашої реальності. Це романтичність одинокого даїшника у ночному дозорі (Олександр Гнилицький), шалена енергія багатолюдного натовпу (Сергій Зарва), палаюча пожежна машина (Жанна Кадирова), помаранчевий вибух салюту (Максим Мамсиков), терпляча нічна черга по вечерю (Алина Якубенко). // докладніше...





ЗАРАЗ






Інформація буде пізніше




















         
  Rambler's Top100