В прошлую пятницу в киевской галерее Марата Гельмана стало окончательно ясно, что "Они за нами следят". За общественность переживали кураторы Александр Ройтбурд и Надежда Пригодич.Замысел выставки определяется мозаикой приватно-общественных фобий, от которых не застрахованы граждане любой страны мира - от жутких детских сказок до политического соглядатайства. На тему последнего написаны "Агенты госбезопасности" Василия Цаголова, о первом говорится в холсте Александра Ройтбурда (поваренок и привидение на стене). Монстрами и зомби пугают в фотосерии Георгия Острецова "Новое правительство следит за нами". Телефонные кошмары отражены в рисунках сестер Полященко. Бытовое подсматривание - в безымянной картине Максима Мамасикова. Даже вещи сугубо неодушевленные, и те не остались в стороне от этого поветрия, обзаведясь вездесущими ручками-ножками: сосуды, мешки, банки-склянки ("Засада / всюду враги" Александра Гнилицкого). Моргает, подмигивает "недреманное око" в видеопроекте Глеба Катчука, а вместе с ним в зале периодически гаснет свет.
Тем не менее, почти всем художникам удалось избежать виртуального трагизма, отделавшись привычным ерничанием. Все страхи - понарошку, а если у кого и засосало под ложечкой, так ненадолго. Вокруг все безмятежно болтают по телефонам, и сам черт им не брат. Один из кураторов победоносно щурится из плаката "Wanted!" - своего рода камео, созданного неким Василием Темным (тандем двух авторов - Алексея Рудого и Николая Спиридонова). Его голова оценивается в миллион "зеленых" (что любому художнику приятно). Но совсем рядом висит документ иного толка, гораздо реалистичнее определяющий пути поведения человека, оказавшегося в экстремальной ситуации: "Памятка о действии...", позаимствованная из гостиничного номера. И там уже говорится не о мнимых страхах - о пожаре, землетрясении... Это, пожалуй, был самый искренний экспонат выставки.