Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]


Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве



Вы можете пообщаться с виртуальным Маратом Гельманом. Известность всегда связана с профанацией. Мы решили взять профанацию М.Гельмана в свои руки.







Статьи


Александр Евтушенко
2001: оcобенности национального шоу-бизнеса


Да, Год Змеи прошуршал, прошелестел, никак особо не блистая, но - разрушая иллюзии и надежды, ничем правда, не подкрепленные. Очень такой знаете реалистичный Год с сильным креном в натурализм. Год срывания масок, разоблачений, контрразоблачений, год публичного эксгибиционизма в стане политиков и иже с ними. Такой, знаете, щоу-бизнес политических шоу с участием супер-звёзд черного пиара. Впрочем, те, кто шуршал по-змеиному, в этом году будут гарцевать как кони. А так как тотальный талон уже не за горами, то как-то меньше всего хочется говорить о шоу-бизнесе. Вообще -то хочется употреблять это, полностью заимствованное из западного лексикона словцо, по простой причине: у нас, в силу нашей пост-советской ментальности, произошла брутальная подмена понятий. Вы заметили, что никто не говорит собственно о музыке, как о творчестве... Все отмечают уровень навороченности клипа, что соответствует финансовым вложениям. Всех интересует уровень гонораров артиста или группы. Всех ужасно волнует ориентация известных персонажей. Самым важным оказывается то, в какие именно шмотки одет артист и на какой машине он ездит. Такие категории как "талант", "профессионализм", "оригинальность" в нашем постсоветском шоу-бизнесе уже сданы в архив. А как же иначе? Ведь предельная коммерциализация теле- и радиоэфиров привела к полнейшей... профанации оных. Представьте себя иностранцем, пытающимся составить представление о культуре страны. Вы слушаете РМ-станции и смотрите коммерческие ТВ-каналы. И очень быстро приходите к выводу, что культура этой страны состоит сплошь из примитивной попсы, к тому же - часть заимствованной у северных соседей. На этот счёт появился забавный анекдот в Нете: "На армянское радио поступает вопрос - "Скажите пожалуйста, есть ли в мире что-то более омерзительное, чем московская попса?" После недолгого раздумия армянское радио отвечает - "Да. Есть. Вьетнамский рок"..." Так что самая главная причина, в силу которой не хочется говорить о шоу-бизнесе заключается в том, что шоу-бизнес по-советски полностью выхолащивает творчество и талант как сердцевину, как суть процесса, подменяя содержание дешёвыми побрякушками, рекламными компаниями, всевозможными типами "раскруток", модностью саунда. Мне было искренне жаль девочек из "Виагры", когда те попытались что-то спеть живьём на фестивале "Таврийские игры". Это было настолько "мимо" и попросту плохо, что закралась мысль: а они ли это спели в клипе про "пятую попытку" или кто-то другой? Да, во всём мире шоу-бизнес - это ярмарка тщеславия, но впервую очередь - это рынок талантов, притом талантов абсолютно эксклюзивных, сиречь - неповторимых. Иными словами: чем ярче индивидуальность, тем выше ставки. У нас (пока что) всё наоборот. Наоборот, в том смысле, что среди поющих (и танцующих) "звёзд" как-то совсем не угадываются личности. Они (или им) приклеили ярлык статистов, исполняющих модную в этом сезоне роль. В следующем сезоне Вы их уже не обнаружите, но зато на их месте появятся другие - из того же инкубатора. Вообще, пару лет назад организаторы "Таврийских Игр" провели рискованное нововведение, обязав всех и вся выступать живьём... Но зато как-то сразу выяснилось кто есть кто и на что способен. Андрюшу Кравчука прогнали с середины выступления, а всё из-за какого-то паршивого мини-диска, который играл и пел вместо Андрюши. Москвичи втихаря тоже совали свои мини-диски и под них вышивали, но их почему-то не выгоняли - звёзды как никак...

Кстати, вот Вам и первая позитивная тенденция года минувшего: один за одним почти все "фонограмщики" срочно перестроились на живое звучание, обзавелись живыми музыкантами, после чего стали гордо писать на афишах "живой звук". Оно хоть накладно, но - правильно. И главное - честно. Вторая позитивная тенденция: артисты научились виртуозно использовать политиков в своих целях, подаваясь, конечно, с оглядкой, и с учётом возможных форс-мажоров. Артисты всё чаще становятся "лицами" торговых марок западных и отечественных компаний, чем тоже неплохо зарабатывают на жизнь. Вы спросите: а причём здесь слушатель? Он то в чём виноват? А виноват слушатель как раз в том, что он - неплатёжеспособен. Он (слушатель и ценитель) не купит диск артиста, не заплатит за билет на концерт... Так что наших артистов финансируют вовсе не зрители и покупатели дисков, как во всём мире, а большие и серьёзные дяди из мира политика и бизнеса. Государство наших артистов не финансирует вовсе, хотя звания почему-то раздаёт направо и налево. Но самая главная особенность национального шоу-бизнеса заключается в том, что самое ценное и интересное с точки зрения музыкального творчества происходит как раз за рамками этого самого шоу-бизнеса. То есть: за кадром голубого экрана, за кадром так называемого радиоформата, на сценах далеко не помпезных, без участия падких на сенсации журналистов... То есть - в обычной жесткой ситуации небольших клубных выступлений и очень редких "засветок" в мас-медиа. Ну и конечно - что-то свежее и новое можно увидеть на тех немногих фестивалях и конкурсах, которые действительно несут позитивный заряд, открывая новые имена, помогая молодым группам. Очень масштабная импреза "Перлини сезону" ежегодно поднимает на-гора где-то с десяток прогрессивных проектов, выпускает аудио и видео-сборники с их участием. Как не вспомнить открытия "Перлин" - группы "Далеко", "Хаммерман знищує віруси", "Ті, що падають вгору", "Есперанца", "Димна суміш", "Мандариновий рай", "Замість пігулок", "Янка Козир". Для большинства эти имена мало что скажут, но тем не менее в каждом из них - яркое лицо, добротный профессионализм, аутентичность музыкального материала, то есть максимум плюсов при минимуме минусов. В любой другой стране (даже в России) каждую из этих команд уже подтянули бы до уровня коммерческого продукта и они "громыхали" бы на всю страну. Два довольно региональных фестиваля - львоская "Рокотека" и тернопольский "Нівроку" успешно заполняют музыкальный "вакуум" на Западе Украины. Именно эти акции принесли колоссальную известность таким группам как "Чорний вересень", "Без цукру", "Джек О'Лентерн", "Деінде", "Дивні", "Неймлес", "Мотор'ролла" и многим другим. На Востоке, а именно в Донецке появилась "Рок-точка" - тоже региональный, но не менее насыщенный фестиваль. Кстати киевская аудиокомпания "Воля-Музіка" выпустила сборник "Рок-точки", куда вошли лучшие команды со всей Украины. А это "Армада", "ДАТ", "Щастя", "Кенгуру", "Я и друг мой грузовик", "Сбей пепел" и другие. Самое интересное, что среди всех вышеназванных групп почти нет маленьких "В.В.", "Океанов Эльзы", "Кому внизов"... Все они пытаются идти своим путём, никому не подражая и прекрасно понимая, что пробиваться наверх нужно со своим собственным багажом идей.

В ноябре в Украинском Доме презентовался международный музыкальный проект "Брати блюзу - музика без кордонів". Удивительно, но факт: параллельно с раскрученными коммерческими шоу проходят музыкальные акции высшего художественного качества. И происходят они как бы "в тени", в классной атмосфере и без ажиотажа. Именно так выглядела "Музыка без границ", авторами которой являются гитарист-виртуоз из Нидерландов Рейс Ньюленд, швед и гитарист из Канады Лайонел Лодж и клавишник группы "Брати блюзу" Мирослав Левицкий. Все трое создают прекрасную музыку, но вся соль проекта заключается в соединении классического, рокового и джазово-этнического направлений в один мощный звуковой поток. Кроме того - это соединение трёх школ - западно-европейской, которую представлял Рейс, североамериканской - соответственно Лайонел и восточноевропейской в исполнении Мирослава. Диск "Венский лес" - это только часть проекта "Музыка без границ". Этот материал возник в результате спонтанной студийной сессии в Вене (Австрия), был спродюсирован Рейсом и Мирославом. "Венский лес" - это нежная пасторальная музыкальная медитация в стиле нью-ейдж, в процессе которой и происходит таинство соединения различных музыкальных культур и школ. Ощущение от прослушивания те же, что и после концерта - хочется ещё!

В середине года стартовал очень необычный проект "Вогні Великого Міста". Это настоящий подарок тем, кто хочет стать посвящённым в тайну слов и звуков. Совершенно уникальный проект Юрия Покальчука, известного прозаика, поэта и переводчика западноевропейской поэзии 20-го столетия. Юрий Покальчук собрал музыкантов из разных групп с целью совместить собственную мелодекламацию с музыкальным рядом. Юрий Дуда ("Плач Єремії) и Олег (Джон) Сук ("Мертвий твень") составили как раз музыкальное ядро проекта. Кроме них в записи принимают участие "Мандри" - почти в полном составе, группы "Кроки" и "Кластер". В итоге получилась гремучая смесь современного авангарда, джаз-рока и психоземии. То есть - это музыкальный дессерт для гурманов, ценящих новизну и свежесть, а также - эксклюзив для любителей глубокой экзистенциальной поэзии 20-го века. По большому счёту альбом "Вони кажуть" - это эстетическая оппозиция "массовой культуре" или проще "попсе", серьёзная попытка синкретизации искусства с целью объединения разных его пластов в органичной форме. В первом альбоме группы "ВВМ" использованы поэзия Федерико Гарсиа Лорки, поэзии Поля Элюара - одного из основателей французского сюрреализма, библейского проповедника Эклезиаста, а также - выдающегося скандинавского поэта Эклефа и тексты самого Юрия Покальчука. Кроме собственных мелодекламаций, которые по-своему бесподобны, альбом вполне самодостаточен с музыкальной точки зрения. Очень достойный дебют.

В течении двух последних лет львовская группа "Королівські зайці" совершила несколько весьма удачных живых акций в столицу. В прошлом году в рамках кинофестиваля "Молодость" "Зайці" представили свой дебютный альбом "Unplugged. Український альтернативний романс." Альбом и выступления были приняты "на ура", и даже кто-то из журналистов обозвал солистку (и лидера группы) Лесю Герасимчук "нашей украинской Земфирой". Причиной, вероятно, послужило то, что Лесины песни звучат удивительно пронзительно и лирично, а в то же время - это совершенно современный саунд. Второй альбом "Казки королівства А'Мазох" появился аккурат перед началом очередной "Молодости" и также был представлен в рамках культурной программы кинофестиваля. Название диска вызвано позицией самой группы: они играют альтернативный рок в сочетании с поэзией украинских классиков и делают настолько по-своему, что это всё вместе, со стороны - выглядит как культурный мазохизм. Семнадцать песен из "Казок" - это своеобразный микс из студийного материала, записей, сделаных на концертах в киевском блюз-клубе "Бадди-Гай", и песен, записанных в режиме unplugged (то есть без электрических инструментов). Всё вместе воспринимается как цельная песенная сюита, как волшебное путешествие в мир высоких искренних чувств и переживаний. Ловишь себя на мысли о том, как мало таких музыкальных откровений у наших нынешних деятелей поп-культуры...

Случались ли какие-либо знаковые события в 2001? К счастью - да. Совершенно уникальную серию выпустил "Арт-Велес". Прежде всего это роскошный мультимедийный диск "Берви", представлявший все разновидности украинской традиционной культуры, где только аудиочасть составила 29 обрядовых песен из всех регионов страны. Фольклор Подолья представлен на диске "Над річкою Карайцем". Кобзарсько-лірницька традиція на CD "Гей, на Черному морі". Ещё три таких глобальных релиза находится в работе. Появление альбома группы "Вій" "Чорна рілля", его презентация и серия концертов этой совершенно самобытной команды - очень отрадная новость. Подписание профессионального контракта со всемирной компанией "ЕМІ" и выпуск альбома группой "Гайдамаки" (бывший "Актус") - тоже событие беспрецендентное на нашем музыкальном рынке. Заслуживают внимания новые альбомы "Скрябина" - "Стриптиз" и параллельного проекта "Молотов-20" - "Механическая любовь". В конце года появились также свежие релизы группы "Танок На Майдане Конго" и "Тартак" и сразу сообщили некий толчок развитию хип-хоп культуры. Ну и прекрасным рождественским альбомом порадовала Мария Бурмака. Называется он "3 Ангелом на плечі". Ангельскую тему в конце года продолжала группа "Небесна копалина". Их альбом "Сплять янголи" станет любимым для всех, кто не признаёт штампов и общих мест в музыкальном творчестве.








Версия для печати










Виставка українських художників "Рік Мавпи"

Пріоритетом у підборі творів є перехідний стан людей, подій та ознак нашої реальності. Це романтичність одинокого даїшника у ночному дозорі (Олександр Гнилицький), шалена енергія багатолюдного натовпу (Сергій Зарва), палаюча пожежна машина (Жанна Кадирова), помаранчевий вибух салюту (Максим Мамсиков), терпляча нічна черга по вечерю (Алина Якубенко). // подробнее...





СЕЙЧАС






Информация будет позже




















         
  Rambler's Top100