Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]

Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве





Статьи


Александр Соловьев
"Китайский эротический дневник" Влады Ралко


Вместо герменевтики нам
нужна эротика искусства
Сьюзен Зонтаг


Дневник есть дневник. Он не просто интимен, исповедален, таинственен, порой мистичен (вспомним хотя бы твинпиксовский дневник Лоры Палмер - Линча), но в идеале и вовсе не предполагает "исповедника". Он, как правило, синхронен событию и документируется в манере alla prima (сразу же, с первой попытки, без последующих поправок), что и придает ему достоверность как раз неподдельностью и откровенностью "первого жеста". Но дневник также лукав и лицемерен, поскольку тяга к разглашению тайны или, как сказали бы сегодня, воля к прозрачному, всё равно преобладает над предписанным условием её сокрыть - в этом публичный зов человека.

Как известно, в европейской традиции жанр дневника оформился гораздо позже, чем на Востоке, явившем классические образцы жанра, как-то: "Дневник эфемерной жизни", "Записки у изголовья", "Дневник полнолуния", "Записки из кельи"... Интересно, что многие из них принадлежат женщинам, существовала даже дневниковая литература "женского потока". Перекидывая мостик в современность, уже немыслимую вне контекста психоанализа, следует заметить, что первый признак женского текста - бесконечность, протяженность, диффузность. "Женское бессознательное поглощено стремлением начать, приступить со всех сторон сразу, обозначить несколько заходов одновременно, не сосредоточиваясь на одном фаллическом порыве начать и кончить"*.

Нередко встречающийся в дневниковых картинках нашей художницы оральный мотив ("в рот" и обратно) также, отчасти, имеет гендерную природу. Это своего рода символическая реабилитация каких-то глубинных архаических комплексов, фантазмов или очищающих циклов. Ко всему это опять же можно уподобить растекающемуся, как внезапно разлитая жидкость, женскому письму, его истечению сродни "катарсисному" процессу выташнивания и рвоты.

Честность этого китайского дневника и в том, что в нем нет "китайщины", т.е. нет стилизаторско-культурного, здесь "иероглифического" искуса. Это, по признанию художницы, взгляд на "базарный Китай". Но это и не вестернизированные зарисовки с натуры, а скорее визуальные ощущения и ассоциации "по-поводу", также идущие от наблюдения, как и из абсурдистского "внутреннего кино" самого автора. В то же время трепетная, живая поверхность этих рисунков, казалось бы, произвольно нарушенный, небрежный, где-то даже брутальный, но на поверку безупречно угаданный, "схваченный" гештальт каждого листа, "пустотная" многозначность бумажного фона, проницательность и острота в деталях - есть свидетельство их не отчужденности от дзэнской визуальной традиции, а, пожалуй, наоборот, близости.

В дневнике Влады Ралко эротическое неотделимо от телесного. Любопытный момент - отсутствие у многих фигур различных частей, оконечностей тела и концентрация взора на corpusе как таковом: именно здесь и фокусируется, фрагментируется главная эрогенная зона изображения.

Сопутствующий телесному гастрономический элемент, который появляется то тут, то там в рисунках, способен, если обратиться к той же китайской традиции, к ещё более тонкому распознанию эротических импульсов и вкусов: "Монашек вздрогнул всем телом, будто испугался чего-то, а потом, перевернувшись, лег лицом вверх. Рука Вэньженя продолжала гладить его тело, и вдруг, к своему изумлению, сюцай почувствовал, что гладит мясистую припухлость, формой своей напоминающую пресную пампушку маньтоу". **



* Элен Сиксус "Женщина - тело - текст"
** "Любовные игрища Вэньженя", китайская повесть 17-го века








Версия для печати



    {  Мартынчики  }

Про художников, сокрытых под псевдонимом "Мартынчики" достоверно известно только то, что они очень долго лепили из пластилина. Этот подвиг вылепливания из пластилина мифологии и этнографии загадочного и симпатичного народца Хо был высоко оценен в различным местах. Одно только расстраивает - случай, когда галерейщики предложили покупать по кускам пластилиновую страну, которая в тот момент стала похожа на Вишневый Сад. Наверное, это правильно, ибо нестойкий пластилин просто рассыплется и исчезнет как сон.















         
  Rambler's Top100