Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]


Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве



Мне интересны работы, которые находятся в контексте мировой культуры, в контексте современного состояния искусства, работы, которые чётко фиксируют время, сегодняшний момент.







Статьи


Константин Гончарук
Интервью с одним из основателей творческой группы "Фонд Мазоха" Игорем Подольчаком
Part.org.ua


В последнее время политическая жизнь начинает приобретать форму художественных акций. Происходит карнавализация политической жизни, но это уже тоже не назовешь маргинесом. Ясно откуда это черпается. В этом смысле политический маргинес, который перестает быть таковым, черпает какие-то творческие идеи из современного искусства, идеи которого во всем мире уже "майнстрим". Я имею в виду идеологические вещи. Последние антикучмовские события: сжигание чучел, собирание крови, выстраивание триумфальных арок - это новое явление для политической жизни страны, хотя в современном искусстве эти формы и методы давно отработаны

"Фонд Мазоха" - творческая группа, основанная в 1991 Игорем Подольчаком, Игорем Дюричем и Романом Виктюком во Львове. "Фонд Мазоха" - одна из самых известных украинских художественных группировок - автор широкообсуждаемых художественных проектов "Art in Space", "Мавзолей для президента", "Climax", "Беспредел гуманизма", " Беспредел садомазохизма", "С Днем Победы, герр Мюллер", "Последний еврейский погром" и тому подобное. Художественные жесты "Фонда Мазоха" жестко иронические, в них всегда ощутим политический, социальный или исторический контекст проекта. На предстоящем 49 Венецианском Биеннале творческая группа представит свой новый проект "Виднейшие художники ХХ столетия. Избранные аспекты. С одним из отцов-основателей "Фонда Мазоха" беседует корреспондент Part.org.ua Константин Гончарук.

К. Г. - При каких обстоятельствах состоялась встреча Дюрича, Подольчака и Виктюка - основателей "Фонда Мазоха"?

И. Подольчак
- В 1989 году я начал проводить международное бьеннале графики во Львове и соответственно занимался поиском... Дюрич тогда был директором коммерческой фирмы, которая решила поддерживать это культурное начинание. Таковы были обстоятельства нашей встречи с Игорем Дюричем. Потом поддержка переросла в сотрудничество, а сотрудничество - в соавторство. Дюрич был еще до этого много лет знаком с Виктюком, собственно он и меня с ним познакомил. При каких обстоятельствах?...

К. Г. - Как это обычно происходит в истории - случайно?

И. Подольчак
- В значительной мере, да. Хотя, что такое случайность? Это заранее подготовленная случайность.

К. Г. - Для меня всегда загадка, как люди пересекаются в жизни?

И. Подольчак
- Если рождение случайно, то все остальное тоже случайно. Если человек занимается каким-то родом деятельности, то рано или поздно пересечение людей, живущих в одном профессиональном или, точнее говоря, в одном смысловом пространстве, неизбежно.

К. Г. - Я как раз вчера за ужином в тот момент, когда уже все съел, а чайник еще не вскипел, размышлял над этим - жизнь это случайность.

И. Подольчак
- Случайность может быть неожиданной. Но если проследить те обстоятельства, которые ей предшествовали, то понимаешь, что жизнь - лишь условно случайность.

К. Г. - Тогда давайте бабахнем по концептуальным вещам. В чем состоит Ваш творческий метод?

И. Подольчак
- Это сложно. Это понятие - более философское.

К. Г. - Знаем, знаем, вот стихи, например, растут из сора...

И. Подольчак
- Ну, это не метод. Из чего это произрастает, происходит? Ну, это тоже сложно сказать. Тема творчества она всегда загадочна. Можно было бы спекулировать по этому поводу...

К. Г. - Вот и давайте поспекулируем.

И. Подольчак
- Пусть спекулирует методология. Социалистическая методология, например, очень много внимания уделяла методу, и где она теперь?

К. Г. - Какой образ, рожденный Вашим воображением, не удалось реализовать?

И. Подольчак
- Наверное, все-таки не образ, а какие-то идеи, проекты. Все идеи, которые рождались и были достаточны зрелыми, они были мной материализованы.

К. Г. - Назовите болевые точки общества, в которые Вам не удается попасть Вашим творчеством, а хотелось бы?

И. Подольчак
- Эти точки - константные и ситуативные. В константные мы периодически попадаем. А ситуативные появляются время от времени, также спонтанно возникает творческое желание в них попадать... но я не уверен, покажутся ли они интересными мне завтра или даже через час....

К. Г. - Согласились бы Вы с утверждением, что наше общество постмодернистично, то есть, в нем нет ни центра, ни окраин, ни верха, ни низа, и если говорить о проблемах, то все может быть проблемой - сплошная болевая точка?

И. Подольчак
- Все значительно проще, наше общество не постмодернистично в этом смысле. Оно незрело, потому что постмодернизм - это надстройка зрелого общества. Там многое должно произойти, многое должно состояться. А у нас очень мало произошло - еще меньше состоялось. Здесь все проще. С точки зрения общественного, политического, экономического, технического, вообще цивилизационного развития, очень много нерешенных проблем.

К. Г. - А с Вами состоялось? То есть, в этом смысле, Вы уже постмодернист?

И. Подольчак
- Как художник, я считаю себя зрелым. Как человек, наверное, тоже да. Так или иначе, я живу в этом обществе и нахожусь с ним во взаимодействии. Да, наверное, я очень зрелый, а общество наоборот - отсюда возникает конфликт личности и общества.

К. Г. - А что происходит на маргинесах нашего общества?

И. Подольчак
- Почти все, потому что общество само по себе маргинально. Вообще можно говорить о социальном, политическом, художественном маргинесе - они все довольно разные. И, например, художественный маргинес никак не пересекается с политическим.

К. Г. - То есть, в избирательных компаниях Вы никогда не участвовали?

И. Подольчак
- Нет. Я в избирательных компаниях участвовал. Но это не маргинес - это, наоборот, "майнстрим". Но с ним все понятно - он всегда на поверхности, и более или менее очерчен. А маргинесы, если не говорить о социальном - алкоголизм, наркомания, бездомность или еще что-то, - то они практически никак не пересекаются. Правда, иногда творческий маргинес пытается утилизировать какой-нибудь социальный маргинес, а политический - творческий. В последнее время политическая жизнь начинает приобретать форму художественных акций. Происходит карнавализация политической жизни, но это уже тоже не назовешь маргинесом. Ясно откуда это произрастает. Откуда это черпается. В этом смысле политический маргинес, который перестает быть таковым, черпает какие-то творческие идеи из современного искусства, идеи которого во всем мире уже "майнстрим". Я имею в виду идеологические вещи. Последние антикучмовские события: сжигание чучел, собирание крови, выстраивание триумфальных арок - это новое явление для политической жизни страны, хотя в современном искусстве эти формы и методы давно отработаны.

К. Г. - Не собираетесь ли Вы соорудить мавзолей для нынешнего Президента?

И. Подольчак
- А зачем? Я думаю, что ему не нужен мавзолей. Ведь тот мавзолей, который мы делали для предыдущего президента (Проект "Мавзолей для президента": портрет Леонида Кравчука, который был помещен в банку со смальцем, становился видимым при ее нагревании - К. Г.) - это некая символическая форма убийства, инициация и избавление от авторитета отца. Это не в чистом виде мавзолей, как памятник личности.

К. Г. - Тогда действительно это была символическая акция.

И. Подольчак
- Действительно, можно трактовать так, что мы освободили народ Украины от "эдипового" комплекса. Он несколько освободился, дозрел за эти годы и начал вести себя еще не как взрослый, но хотя бы уже не как подросток. В некотором смысле это признак вызревания нации, когда "отца" перестают слушать. Сначала конфликтуют, а потом махают рукой.

К. Г. - Получили ли Вы ответ от кого-нибудь из пяти тысяч жителей Берлина по фамилии Мюллер, которых Вы поздравили с днем Победы?

И. Подольчак
- От некоторых да. Всего около пятидесяти ответов.

К. Г. - И что писали?

И. Подольчак
- Недоумевали. Они не понимали, с чем их поздравляют.

К. Г. - Мне трудно представить, что немцы вообще ничего не знают о Второй мировой войне.

Игорь Подольчак
- Не в этом дело. Ведь традиция поздравлять с днем победы им совершенно непонятна. А ведь это была просто открытка, где даже минимальная часть идеологии не была изложена специально. "Бэкграундом" этому служил посыл, что по прошествии пятидесяти лет оказалось, что они как раз являются не побежденным, а победившим народом: единая Германия - разваленный Союз. Сильное политически экономически "побежденное" государство и совершенно слабый "победитель" в состоянии системного кризиса.

К. Г. - Этот исторический парадокс у нас зафиксирован в знаковой оговорке: "Поздравляю с днем победы над Великой Германией". Но есть и другая сторона - комплекс вины присущий уже послевоенным поколениям немцев.

И. Подольчак
- По-моему, сейчас - это цивилизационная болезнь. Все развитые народы испытывают комплекс вины: австралийцы перед аборигенами, американцы перед индейцами и черными, немцы - к евреям, цыганам, "остарбайтерам" и еще кому-то, французы - к арабам, англичане - к половине мира. В общем, все страдают комплексом вины. Пытаются его каким-то образом разрешить.

К. Г. - В принципе это логический ряд можно продолжить: русские испытывают чувство вины перед украинцами, или наоборот?

И. Подольчак
- Вряд ли. Мы еще не настолько цивилизационно развиты. Это уже на следующем этапе мы начнем испытывать по отношению друг к другу чувство вины, страдать. Может быть это нормально, и каждый народ должен через это пройти в какой-то стадии своего развития. Тем более, что нам - русским и украинцам есть от чего испытывать вину не только по отношению друг к другу, а по отношению к тем же евреям, цыганам, татарам.

К. Г. - Только процесс покаяния может быть сложнее для тех, кто наполовину русский, наполовину украинец.

И. Подольчак
- А почему? Разве что, если это не будет происходить в пределах одного государства. А так, очень сложно будет русским - гражданам Украины - испытывать чувство вины, как-то его реализовать или материализовать по отношению к украинцам в одном государстве.

К. Г. - Не выставляли ли Вы счет Национальной гвардии Украины за разгромленную экспозицию "Последний еврейский погром"?

И. Подольчак
- Нет, не выставляли. И не собирались. Не имеет смысла делать бессмысленные во всех отношениях движения. Денег бы мы не получили. Вряд ли мы также смогли бы облечь это в форму, чтобы получить новый художественный продукт из этого.

К. Г. -В принципе, Вы к скандалам не стремитесь. Это само собой получается?

И. Подольчак
- Скандалы - это в некотором роде инструмент. Скандал как самоцель - нет. А скандал, который усиливает внимание к тому, что ты делаешь, обостряет его, тогда это осмыслено.

К. Г. - Готовите ли Вы проект на Венецианское Биеннале?

И. Подольчак
- Нет, альтернативный не готовим. Сама формулировка вопроса некорректна, потому что ретроспективно мы были представителями Национальной презентации. Потом государство в лице некоторых чиновников посчитало, что эту ситуацию надо изменить и предложило сделать это другим художникам. Но мы свой проект начали и продолжаем делать. Он уже фактически готов. В какой-то форме он будет представлен на Биеннале. Павильона не нужно, да это и невозможно.



Ссылки :



Версия для печати










Виставка українських художників "Рік Мавпи"

Пріоритетом у підборі творів є перехідний стан людей, подій та ознак нашої реальності. Це романтичність одинокого даїшника у ночному дозорі (Олександр Гнилицький), шалена енергія багатолюдного натовпу (Сергій Зарва), палаюча пожежна машина (Жанна Кадирова), помаранчевий вибух салюту (Максим Мамсиков), терпляча нічна черга по вечерю (Алина Якубенко). // подробнее...





СЕЙЧАС






Информация будет позже




















         
  Rambler's Top100