Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]


Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве



Наше общество живет в ситуации постоянной дилеммы, когда одна его часть хочет, чтобы все застыло, а другая - чтобы все двигалось.







Статьи


Александр Панасенко
Kартина в условиях глобальной технической коммуникации


В дотехнологическую эпоху картина обладала исключительной монополией на право визуального описания и интерпитации действительности.

Поскольку самым распространенным способом художественного высказывания была картина, то и все усилия были обращены к всевозможной деформации этого жанра.

В середине 90-х произошел перелом. Возникли и реализовали себя сразу несколько революций.
Основной интерес представляет медийная революция, которая принципиально изменила формы и способы трансляции описываемого мира, (Интернет, современные телекоммуникации). Так возникло настоящее.

Чем сегодня отличается от вчера.

Революция в конце ХХ века произошла не в принципиальных способах описания мира, а в принципиальных способах трансляции опыта по описанию мира.
Вот здесь проходит черта, разделяющая художников конца 80-х от современных.

Если первому поколению необходим был непосредственный контакт с окружающим миром, эмоциональный, физический, то современный художник находится с миром в галлюцинаторно-виртуальном контакте.

Если постмодернизм перерабатывал опосредованную искусством и художественным опытом действительность, то сегодняшнее искусство работает с опосредованной медийной действительностью.

Определяющую роль сыграла разница в формировании художественного сознания. Предыдущее поколение формировалось благодаря культурному ресурсу, современное поколение - благодаря информационному.

Медийный и коммуникативный опыт во много крат больше формирует нашу психическую реальность, чем наш субъективный личный опыт непосредственного восприятия мира.
Утратив необходимость описывать непосредственно окружающий мир и происходящие в нем события, художник сконцентрирован на описании
психических последствий этих событий.

Современное искусство - это достижение не культуры, а цивилизации.
Пока существовали мощные культурные ценности, современное искусство питалось энергией от их разрушения. Увы, этот потенциал быстро иссяк.
Современный художественный язык обращен к тем ценностям, которые ему предлагает цивилизация.
Вообще любая ценность интересует современную художественную практику только как предмет траты.
В данном случае предметом траты выступает сама картина мира в ее цифровом варианте.

Что такое искусство сегодня?

Искусство - это культурная форма психоза, а для того чтобы он состоялся,
нужны соответствующие ресурсы. И именно пространство глобальной технической коммуникации предоставляет художнику сегодня такой ресурс.

Причиной современного постинформационного психоза является нехватка, невозможность обладать или быть участником транслируемых событий в изображении. Можно обладать только изображением, но не тем, что в нем изображено, представлено, или происходит.

Современный художник сталкивается сегодня с новой проблемой - тиражирования визуального опыта. И внутри этой проблемы продолжает свое исследование.

Если массовая и популярная культура сегодня формируют и транслируют этику, а дизайн - эстетику, то современное искусство сегодня - это сфера психического. Именно в рамках этой области оно обнаруживает свои художественные проблемы и реализует свои интересы.

Территория или сфера производства, где может производится продукт сродни вакцине под названием МЕТАПСИХОЗ, вырабатывающий устойчивый иммунитет по отношению к любым формам навязанной психической реальности.

Если коротко сформулировать чем занимается искусство сегодня, то звучать это может следующим образом: Современное искусство сегодня занимается отражением, критикой, и переустройством психической жизни.

От эстетики к коммуникации.

Традиционная картина как окно в мир давно и безвозвратно умерла.

Эта функция теперь прочно укрепилась за фотографией и видео и тиражируется всеми современными технологиями.

Именно фотографии и видео подлежит сегодня первичная функция описания мира. От спонтанной и неосмысленной - до предельно ангажированной, потребительской и идеологической. По результатам этого первичного описания художник и может судить о мире и описывать его в его психических последствиях.

Художник создает не визуальные образы, но систему отношений между ними, организуя работу с изображением как с параллельным средством визуальной коммуникации.

Это попытка выстроить новую систему отношений в условиях глобальной технической коммуникации.

Почему именно картина сегодня.

Картина сегодня - это, в первую очередь, альтернатива навязчивому динамизму визуальной информации.
  1. Застывшее изображение обладает своими собственными коммуникативными возможностями. Своеобразное немое кино как альтернатива тотальному языку видеоклипа.
  2. Это современный вариант минимализма по отношению к новым барочным формам визуальной коммуникации, альтернатива современной мультимедийной эклектике.
  3. Сегодня это форма преодоления коллективной инерции однообразного движения.
Что такое современная картина.

Современный художественный язык достиг задачи разрушения прежних эстетических категорий, прочно разрушив связи между ними, а какие-то и упразднил вовсе или передал в сферу компетенции других профессий.
Современную картину, к примеру, уже невозможно судить и аттрибутировать, исходя из прежних представлений о художественном языке. Изображение, если оно фигуративное, уже давно невозможно назвать сюжетным. Тем не менее, основой современной картины является высказывание. Но высказывание не эстетическое, а психическое. Современная картина высказывается не образами, а психическими состояниями.

Благодаря этому и состоялся современный художественный язык как совокупность методов визуальной коммуникации. Или сумма изобразительных технологий.

Прежние эстетические элементы будут существовать подобно вещам, дошедшим из прошлого, но утратившим свое непосредственное назначение. Может быть фон, перспектива, колорит, композиция и.т.д. - но все это утратило прежние связи между собой и существует по новым законам. И, скорее всего, будет как-то по-другому называться.
Как и у любого другого языка, если есть потребность высказываться на нем, возникает постоянная необходимость обновлять его, тем самым, адаптируя его к новым условиям и задачам.

Картина никогда не была подлинным окном в мир и источником достоверной подлинной информации. Она всегда оспаривала эту роль, и, в первую очередь, оспаривала ее у зеркала.

Современная картина - эрзац зеркала, вернее, извращенная его модель, которая не копирует устремления тела (в отличие от зеркала), а откликается на них свободными психическими изменениями.

Изображение изображений.

Сегодня картиной как формой коммуникации может быть все что угодно. Все, что не движется и находится в плоскости.

Речь идет об эксперименте не с картиной как художественной формой и не с ее формальными качествами и особенностями, - а с изображением.

После многократных опытов по его устранению, изображение опять вернулось на плоскость картины, но в каком-то странном и измененном состоянии.

И именно эти процессы, произошедшие с изображением представляют сегодня художественный интерес.

Если 10-15 лет назад трансавангард реабилитировал картину как форму, при этом наделив ее свойствами художественного объекта, то сегодня речь идет о реабилитации изображения.



Версия для печати










Виставка українських художників "Рік Мавпи"

Пріоритетом у підборі творів є перехідний стан людей, подій та ознак нашої реальності. Це романтичність одинокого даїшника у ночному дозорі (Олександр Гнилицький), шалена енергія багатолюдного натовпу (Сергій Зарва), палаюча пожежна машина (Жанна Кадирова), помаранчевий вибух салюту (Максим Мамсиков), терпляча нічна черга по вечерю (Алина Якубенко). // подробнее...





СЕЙЧАС






Информация будет позже




















         
  Rambler's Top100