Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]


Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве



Возможно ли считать нормальной для демократического общества такую ситуацию, когда на художника наложен запрет? Хороший получается "пиар", вследствие которого человек попадает на несколько лет в лагерь для беженцев.







Выставки


Станислава Беретова
О проекте Алексея Сая "С Новым годом"


Погребенное под спудом рухнувшей системы смыслов и причинно-следственных связей, державшихся на "просроченных" логике и этике, искусство, чтобы выжить, было вынужденно мимикрировать, принимая порой самые неожиданны формы. Но, в ходе этого "эволюционного" развития, оно всё дальше уходило от своего "классического", сформулированного ещё Вёльфлином значения - как средоточия Красоты и Гармонии, и, следовательно, смысла Бытия. Не связанное "цепями" здравого смысла и целесообразности, не ограниченное рамками практической выгоды и рациональности, переполненное осознанием своей "высокой миссии" - искусство призвано было радовать, развлекать, утешать, дарить праздник и ощущение эйфории.

Дебютный проект Алексея Сая "С Новым годом", являя собою удивительный пример "чистого искусства", стал абсолютно неожиданным отголоском давно минувшей belle epoque, воплотившим эти, казалось бы, уже полностью дискредитированные понятия.

Эта программная "чистота" выражена не в высоком пафосе оторванных от реальности образов, а в полной бессмысленности и абсурдности созданных автором объектов. Его снеговики, помещенные в холодильники, напоминают скорее фантастических персонажей "X-Files", чем любимых героев нашего детства.

Пользуясь "скомпрометированным" термином Юнга, снеговики Сая - это архетипические образы, продукт коллективного бессознательного или иначе - традиционный атрибут "детства человечества".

Снеговики - часть нашей мифологии. Они - знак невозможности возвращения к тому утраченному всеобъемлющему ощущению полноты Бытия, где зимы были снежными, а деревья большими...

Проект "С Новым годом" сложно в полной мере назвать художественным, ведь изначально отвергнув проторенный путь искусства как идеи, Сай, тем не менее, не увлекся и противоположной ипостасью искусства как формального эксперимента. Его выставку, с некоторыми оговорками, можно назвать "искусством жеста".

Выдвигая достаточно спорную, в виду своей недоказуемости, мысль, что "предмет существует", художник предлагает публике разделить радость не только от пресловутого "узнавания", а от простоты и лаконизма авторского высказывания: "вот вам посреди лета снежный Новый год".

Сложно дать четкую характеристику объектам, выставленным Алексеем Саем, но своим обращением к скульптуре и использованием нетрадиционных материалов художник автоматически помещает их в контекст contemporary art.

Выставка "С Новым годом" не конструирует закрытое, самодостаточное пространство вымысла, а лишь представляет рукотворные объекты-вопросы, отвергающие возможность однозначного прочтения. Этим проект Сая перекликается с концепций "открытого произведения", предложенной ещё Умберто Эко, где в главу угла было положена идея господство множественности интерпретаций.

При всей видимой мягкости, наивности и безыскусности проекта, Алексей Сай выступает настоящим "потрясателем основ" - декларируя своё желание "вырваться из контекста", избавившись тем самым от невыносимой тяжести "концепта" в искусстве.

Его стремление к абсолютной обособленности и вычленности из окружающей культурной среды, к своеобразному смысловому вакууму, в который он стремится погрузить свои объекты, напрямую связано с утопичными и идеалистическими воззрениями "пионеров" авангардизма. В современном мире индивидуальное произведение, вырванное из "плена" глобального - невозможно, ведь его автор - всего лишь элемент общей художественной материи.

Разделяя мысль Ги Дебора, назвавшего современное общество "обществом спектакля", где истины, подлинности и реальности больше не существует, киевский автор снимает ненужный и утомительный негативный пафос, характерный признак сегодняшнего мировосприятия, предлагая публике просто "получить удовольствие".

Воспринимая искусство как игру, автор использует весь диапазон присущих ей возможностей. От априорной несерьезности и автономности этой медиа, до полной стихийности результатов и поливариантности развития действия. Игра создает особое пространство со своими правилами и законами, где отсутствуют нормативные установки общества. А посему рождает эфемерное ощущение свободы как творческой, так и личностной: ведь это всего лишь игра, забава...



Версия для печати










Виставка українських художників "Рік Мавпи"

Пріоритетом у підборі творів є перехідний стан людей, подій та ознак нашої реальності. Це романтичність одинокого даїшника у ночному дозорі (Олександр Гнилицький), шалена енергія багатолюдного натовпу (Сергій Зарва), палаюча пожежна машина (Жанна Кадирова), помаранчевий вибух салюту (Максим Мамсиков), терпляча нічна черга по вечерю (Алина Якубенко). // подробнее...





СЕЙЧАС






Информация будет позже




















         
  Rambler's Top100