Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]

Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве





Выставки


Одесская аномалия


ПРЕСC-РЕЛИЗ

Проект "Одесская аномалия"
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВ
Скульптура

10-25 августа 2004
Открытие 10 августа в 18.00
МСМ "СОВИАРТ": г. Киев, ул.Андреевский спуск, 22-А

Степанов Николай Иванович (1938-2003).
Окончил Одесское художественное училище, отделение скульптуры. В 70-е вошел в круг художников-неформалов и до конца жизни был в нем единственным скульптором. Работал в станковой и монументальной пластике.

"...Странная вещь - рядом с таким ярким явлением, как южная школа живописи, скульптура в Одессе будто не заметна. Я объясняю это бушующим процессом строительства города, в котором скульпторы были особенно затребованы. Лепнина на домах - кариатиды, атланты - вот что захватывало одесских пластиков. Опять таки - кладбища.... В советское время - монументы, рабочие-колхозники, тот же декор... Меня же долбили за нетрадиционный подход к скульптуре, за тематику, за то, что "это нам чужое".

Из дневника Н.Степанова

Записав это, Н.Степанов, безусловно, имел основание, так как именно он первый в Одессе сделал скульптуру явлением большого искусства, до смерти оставшись почти единственным скульптором, который заботился об адекватности в ней собственных ощущений. Среди неофициальных художников Одессы 60-90-х годов, общество которых составляли живописцы, он был единственным скульптором, чье творческое стремление гармонично вписывались в совместные художественные идеи группы. Они не только совпадали с философией его художественного мышления, но и принуждали к особой ответственности. Он первый, кто в области поисков новой пластики воссоздал мифологическую привлекательность народных и исторических персонажей, дал начало условно-пластическому, а иногда и абстрактному решению. Используя дерево, абсолютно непрестижный материал в понимании тогдашних коллег-скульпторов, увидел в нем глубоко скрытые праобразы первоначальных архаических форм. Само дерево было способно подчиниться условиям его пластических конструкций, которые остро ощущал и к которым настойчиво стремился. Используя роспись красками, сделал деревянную скульптуру своеобразным отображением определенных космогонических идей, которые возвращали к временам язычества и раннего христианства.

Испытание камнем и бронзой, а с ним покорение их пластических возможностей прибавили творчеству Н.Степанова особые эмоции и выразительность. Он как будто оставляет без внимания значимость литературной фабулы и погружается в трущобы формостроений. Отсюда появляется еще одна привлекательная особенность его творчества - отход от узконациональной замкнутости содержаний и тяготение к современным героическим символам-образам в общечеловеческом, общеисторическом плане. Такой взгляд сохранил произведения Н.Степанова от этажной фольклорности, штампов историзма, программных примет этнографии. И все же, оперируя современным языком пластики, художник никогда не отказывался от общения с прошлым. На всех этапах его творчества видим обращение к античным, библейским героям, персонажам национальной истории и странный синтез их образов. На первый взгляд может возникнуть мнение, что углубленный в давность звезд - всплеск ностальгии, бегство от современности. Но это совсем не так. Прошлое является призывом художника к ежечасному осознанию глубин истории, которая веками вбирала в себя человеческие надежды, мысли и чаяния, а в мировом пространстве сформировала понятие "исторической памяти". Появившись на горизонте одесского искусства почти полстолетия назад, одолев путь экспериментов и поисков, Н.Степанов, созданным им языком пластики, сохранил ее для нас и будущего.

К сожалению, известный в художественных кругах Украины, он никогда не видел своих произведений в залах столицы, и уже посмертное участие его скульптуры в проекте "Одесская аномалия" может считаться увековечением доброй памяти художника на карте современного искусства Украины.

Т.Б.

МСМ "СОВИАРТ": г. Киев, ул.Андреевский спуск, 22-А,

тел. (044) 416-2219, тел./факс: (044) 416-1244


e-mail: soviart@iptelecom.net.ua, сайт: www.soviart.com.ua








Версия для печати



    {  Глеб Катчук  }
















         
  Rambler's Top100