Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]

Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве





Выставки


Наталия Рудниченко
"Украинцы - Украинцы": уникальный фотопортрет нации в одном проекте


В современном мире - в эпоху глобализации, стирания старых и проведения новых границ, провозглашенного демократического общества, которое гарантирует право каждому, независимо от его национальности, расы и цвета кожи, вопрос - в чем же уникальность каждой нации в целом и ее представителя в частности все же остается довольно актуальным. По крайней мере, медиа и искусство пытаются дать на него свой ответ. Так, в Киеве, в Центре современного искусства при Национальном университете Киево-Могилянская академия, основанном Джорджем Соросом, открылась концептуальная фотовыставка Игоря Гайдая под названием "Украинцы - украинцы".

Проект состоит из 120 фотографий в полный рост украинцев разного возраста, этнического происхождения и социального уровня. Все фотопортреты исполнены в одной стилистике - черно-белые фотографии на нейтральном фоне. Все они являются студийными снимками с одинаковым освещением и похожим интерьером, хотя делались не только в фотостудии.

В своей серии "Украинцы - Украинцы" Игорь Гайдай пытается создать своеобразный коллективный портрет украинцев, исследовать возможности их репрезентации, а также затронуть вопросы культурной и национальной идентичности в современной Украине. В то же время фотографа интересуют и проблема независимой личности, индивидуальных черт каждого отдельно взятого человека. Каким образом индивидуальность находится под влиянием и определяется социальным контекстом или социальной ролью? В чем состоит разница (и есть ли она?) между политическим деятелем и представителем культурной элиты, простым смертным и священником и т.д., если все они - жители одной страны? Как этнические украинцы отличаются - и отличаются ли вообще - от, например, армян, если и те, и другие - жители Украины? И где лежит граница между этнической и гражданской принадлежностью?

Философская концепция проекта родилась у Игоря Гайдая в Тулузе, когда в компании профессиональных фотографов за бокалом вина кто-то спросил его - а как выглядят люди в Украине? А, действительно - как? - впервые в жизни спросил себя известный фотохудожник и признанный специалист фотосеcсий в сфере рекламы. Тогда он не смог ответить на этот вопрос, потому что портфолио, находящееся при нем, содержало лишь фотографии профессиональных моделей, актеров, которые представляли определенный образ, но не самих себя и, тем более, не свою страну, и, по сути, ничем не отличалось от портфолио его иностранных коллег. Тогда у Игоря появилась идея приехать домой и просто поснимать своих друзей, людей на улице. Но целостного видения проекта еще не существовало.

Техническая же концепция серии появилась тоже совершенно случайно. Однажды, после того как Гайдай сделал фотопортрет в полный рост одного высокого по социальному статусу человека, в студию зашла скромно одетая бабушка-уборщица. Гайдаю нужно было сделать какую-то пробу, и он попросил ее стать на то же место, с тем же самым освещением, на том же самом фоне... Мастера поразил контраст именно между личностями, а не представителями определенного класса. Тогда фотограф и увидел визуальную концепцию своего проекта: "Один фон, одна камера, один фотограф, только разные люди. На тот момент еще не было списка людей, которых хотелось бы поснимать. Но эта форма - лаконичная и достаточно спартанская - подчеркнула возможность выделить индивидуальность человека, сфокусироваться на присущих только ему чертах".

На фотографиях Гайдая - мужчины и женщины, дети и молодежь, люди среднего и старшего возраста, все - представители разных слоев общества и разных профессий, что, однако, вовсе не является доминантой их образа. Назовем лишь некоторых из них: музыканты Бронислав Щуцкий, Инна Порошина и Ольга Кулакова; звезды современной украинской музыки Олег Скрипка, Руслана, "Скрябин", Таисия Повалий и "Грингрей"; оперные певцы Оксана Яценко и Николай Шопша, Ирина Даць и Степан Фицич; спортсмены: футболист Владислав Ващук (кстати, на костылях, т.к. на момент съемки у него была сломана нога) и боксеры братья Кличко; актеры Богдан Ступка, Раиса Недашковская, Руслана Пысанка и чета Сумская-Хостикоев; журналисты Мыкола Вересень и Сергей Полховский; дирижеры Виктор Гуцал и Иван Гамкало; политики Юрий Костенко и Михаил Бродский; художники Илья Чичкан и Матвей Вайсберг и многие другие жители городов и сел Украины - дачники, рабочие, учителя, фермеры, жены и мужья, дети и внуки.

Каждую фотографию сопровождает короткая подпись, характеризирующая амплуа или эмоциональное состояние, наиболее характерно для ее героя (героев), например "Игуменья Галина, Полтавский монастырь", "Михаил Брынь, рабочий", "Баба Устя" или "Виктор Ющенко, с дочками Софийкой и Хрыстынкой". Кстати о политиках. Игорь Гайдай подчеркивает, что его проект носит сугубо аполитический характер и представленные в нем политики - лишь часть общества. Так, депутат Михаил Поплавский, прославившийся в амплуа поющего ректора Университета Культуры, так и обозначен - "культурный деятель", а политики Юрий Костенко и Виктор Ющенко "встретились" в серии совсем не потому, что принадлежат к одной фракции "Наша Украина", причем фото Костенко было сделано намного раньше создания этого политического блока.

Поначалу Гайдай приглашал своих героев в студию, порой даже не предупреждая о съемках, а затем стал с аппаратурой выезжать "на места": теоретически, он хотел, чтобы среда не влияла на восприятие человека зрителем, но практически получалось, что, приехав в студию из своей среды, человек подсознательно прятал свою индивидуальность. Труднее всего было, конечно же, уговорить на участие в проекте служителей культа, но тот аргумент, что и они являются частью нации, оказывался, в конце концов, достаточно убедительным.

Конечно, проекту присущи определенные черты идеализации. Жизнь в современной Украине с экономической точки зрения отнюдь не легка, но в серии не представлены бедные и сирые, голодные и бездомные, не представлены люди с жизненными проблемами, люди из мест не столь отдаленных. Без сомнения, Гайдай отдал дань небалованным судьбой сельским жителям - простым труженикам от земли, но их парадоксальное на сегодняшний день состояние - вынужденную безработицу и фактический тяжелый труд - лишь и выдают старые резиновые сапоги, паутина морщин на обвертевшемся лице и грубая фуфайка на еще молодой сельской хозяйке.

Проект Гайдая стал еще одним творческим осмыслением того, что же представляет собой современная "украинскость". К слову, в 2001 в Центре был представлен проект "Брэнд украинское", где искусство украинских авторов интерпретировалось в модной ныне концепции брэнда, например - Тараса Шевченко. Такие арт-прецеденты полностью разрушают мифы о заидеологизированности украинского общества и пресловутом "украинском национализме". По крайней мере, темой ежегодного конкурса "Новые имена в рекламе" в 2004 станет не что иное, как "Я - украинец". Следует отметить, что после обретения независимости разные политические силы пытались консолидировать украинский народ на основе различных идей. Однако практика подтвердила, что нацию может сплотить мир на ее земле, знание своей истории и корней, возвращение старых имен в искусстве, науке, литературе, истории, при одновременном отходе от ретроспективного восприятия истории и нацеленностью на будущее.

Характерно, что со времен провозглашения независимости в Украине не произошло ни одного серьезного внутреннего конфликта, в том числе на национально-этнической почве. Были отдельные попытки определенных политических сил спекулировать на языковых проблемах, противопоставлении русскоязычного Донецка украиноязычному Львову, однако они не привели к успеху. Результаты переписи населения, проведенной 5-14 декабря 2001 г., гласят, что в Украине проживает около 48,4 млн. человек. Из них 77,8% - по национальности украинцы, 17,3% - русские, остальные - евреи, татары, армяне, белорусы, болгары и др. Возможно, ощущение мира и веры в будущие, несмотря на весовые экономические трудности, и создает очевидное позитивное настроение участников этой фотосессии.

Гайдай считает, что в творческом плане проект "Украинцы - Украинцы" стал, безусловно, вехой в его работе. Занимаясь фотографией вот уже двадцать пять лет, он не испытывал особого недостатка в творческом самовыражении, однако работа в рекламной сфере все же ограничивала его рамками определенного заказа. "Не все фотографы являются именно фотографами, - считает Игорь. - Есть фотографы, которые, на самом деле, скорее художники, просто работают с фотокамерой; и есть фотографы, которые могут по-настоящему наблюдать. Не каждый хочет и умеет наблюдать, фиксировать и показывать". В наблюдении есть творчество, которого для Гайдая достаточно, чтобы проявить свои амбиции. Вот уже 150 лет вокруг фотографии ведутся споры: является ли она искусством или нет? Игорь Гайдай уверен, что этот спор не о фотографии, а о людях, которые занимаются фотографией. Когда изобрели фото, статус художника в обществе был довольно высоким. И фотографы априори тоже стремятся к этому статусу - это и есть ответ на вопрос, является ли фотография искусством.

В серии Гайдая образы меняются, фокус и фон остаются неизменными, и фотопортреты выглядят очень похожими на снятые еще тогда, когда не было цифровых фотоаппаратов. А постоянный ракурс оставляет ощущение открытости и бесконечности серии, а также чувство, что в ней ты можешь увидеть свой портрет, портрет своих друзей и близких. Постоянное присутствие фотоателье - скромного отреза ткани фона - перекликается с эстетикой фотографии XIX - первой половины XX столетия и дает ощущение некой преемственности - не только мастерства фотографа, но и самих героев. Мы чувствуем, что это потомки тех, кого сфотографировали лет так сто назад. Их позы, одежда, мимика представлены в современном контексте, но как и тогда, так и теперь, черно-белые фото отражают художественную поэтику эпохи и какие-то вечные черты нации.

Мы особенно любим рассматривать порой пожелтевшие от времени черно-белые фотографии, находя в них что-то универсальное, истинное, что не передается в красках современного многотиражного фото. Наверное, поэтому отдельной, независимой и очень важной частью серии "Украинцы - Украинцы" является одноименная книга, в которой представлены все выставленные работы. Каждой фотографии выделен отдельный разворот, дабы личности и композиции не влияли на восприятие друг друга. Как заметил директор Центра современного искусства Юрий Онух, выставка пройдет, но книга и через 20, и через 100 лет будет хранить дух и служить документом сегодняшней эпохи.

Проект Игоря Гайдая - отнюдь не критический комментарий или идеологическая концепция относительно состояния украинского общества, как и не сентиментальное "возвеличивание" простого человека. Несмотря на очевидную студийность, он является скорее "репортажем с места происшествия", зафиксированным разнообразием социальных ролей и эмоциональных состояний: музыканты, актеры, домохозяйки, священники, художники, политики, рабочие, а также счастливые родители, беззаботные дети, умудренные жизненным опытом бабушки и дедушки. Все их объединяет одно - они украинцы.

Без сомнения, галерея портретов не может представить все общество. В кадре нельзя до конца передать институты, ценности и традиции, материализовать коллективную память и менталитет - все то, что и является его "строительным материалом". Но фотоаппарат может уловить, актуализировать все это в самих людях, их мимике, позе, одежде. И это на сознательном и подсознательном уровне дает представление о настроении этого общества, его потенциал, его проблемы, его возможности. И в результате портреты будто бы приостанавливают время, дают видение современности, и одновременно - проектируют будущее.








Версия для печати



    {  Сергей Братков  }
















         
  Rambler's Top100