Выставки

16.08.2004
"Простой человек"


19 августа в 19.00 в Галерее "Ателье Карась" состоится открытие выставки Влады Ралко "Простой человек".

"...В проекте Влада является искренней в проживании экзистенционных глубин боли и страданий коллективного тела, но эта искренность не имеет ничего общего с личностной откровенностью. Искренность состоит в выявлении и изображении человеческих ощущений, переносящих зрителя в интимное пространство, чувств, которые воплощают событие, а не простую память о нем. "Снова и снова повторяемые страдания людей, их снова и снова повторяемое волнение, снова и снова возобновляемая борьба"(Делез, Гваттари). Сентиментальное у Влады разорвано болью, а по Батаю, непристойность является лишь формой боли, "богатейшего, наиболее шального, наиболее достойного зависти".

Первейшее требование, которое Влада ставит перед своими произведениями, - "сделать высказывание максимально объемным средством влияния на зрителя" (интервью). Художница считает, что в искусстве разрешено все, кроме лишнего. Одним из необходимых условий произведения искусства, по Ж.Дельезу, является освобождение от всего лишнего. "Исключить все мертвое и лишнее, сохранить только насыщенность, которую нам дарит перцепт, включить в этот момент абсурд, факт, грязь, но доведенные до прозрачности" (Делез, Гваттари).

В плоти живописи чувствительная трансцендентность вступает в противоречие со сверхчувствительностью религиозной, которая в творчестве Влады воплощена через катастрофу. Произведение искусства сродни ритуальному действу путем "изъятия из профанного времени, которое длится, и размещения в мгновенно-взрывном, катастрофическом времени профанной смерти" (Батай).

Бодрияр доказывал, что нет ничего банальнее, чем катастрофа, поскольку мы живем во времени, в котором она уже произошла, освободиться от этого давления мы можем, лишь считая катастрофу в основе всего. Ситуация банальной катастрофичности захватывает и Владу Ралко.

Примером сентиментального неприличного стало творчество художницы Влады Ралко, которая использует элементы массовой культуры (розовый цвет, намеки на "высокие" чувства, от которых страдают персонажи ее работ) и размещает их в определенном взрывном по своей грубости пространстве. Такие катастрофы повседневности
нивелируют эти популярные и банальные предметы так же, как осознанный китч оказывается в контексте не-китча. Ее персонажи являются подчеркнуто бесстыдными, открытыми, но это не внутренне необходимая открытость, так как она обусловлена абсолютной прозрачностью мира, в котором они находятся, в ситуации тотального наблюдения всех за всеми. Так Влада открывает непристойность, которая прячется в повседневных вещах и, одновременно, дает пример сентиментальности, которой спасается от самой себя путем отрицания стыда или использованием клише, спасающим своей нейтральностью от чувства стыда".

"Сентиментальный и неприличный дискурсы в современной художественной культуре Киева", Елена Мартынюк, 2004

Полный адрес статьи : http://kiev.guelman.ru/rus/exhibitions/simple-one/