Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]


Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве



Террористический акт живет отчасти по таким же законам, как художественная акция. Одна из целей - привлечь внимание, вызвать резонанс. Поэтому в радикальном искусстве активный эпатажный жест перестал быть художественной практикой, это ушло из искусства.







Архив проектов галереи


Ксения Гнилицкая, Анна Ермолаева
Автоцеллюлит
8 июля – 8 августа 2004 года


Открытие состоится 8 июля в 19.00

В проекте "Авто-целлюлит" машинно-телесная тематика рифмует проходящие по ведомству нового поп-арта фотографии начинающей киевской художницы, студентки Академии искусства Ксении Гнилицкой и видео Анны Ермолаевой, получившей образование и живущей в Вене уроженки Петербурга. Карьера Анны успешно стартовала в 2001-м году, когда ее дипломное видео заметил куратор 49-й Венецианской Биеннале Гарольд Зееман и пригласил художницу принять участие в этом мегафоруме современного искусства.

Фотографии деформированных бамперов и капотов, сделанные Ксенией на штрафной стоянке ГАИ, вопреки своей нарядной декоративности и кажущейся бессмысленности окружены напряженным полем культурных аллюзий, в котором резонируют история и современность. Помятые поверхности машин - вспомним спрессованные автомобильные ассамбляжи Армана - отсылают к "арт-брюту" и творчеству "новых реалистов", которых вдохновлял "нетоварный вид" отходов цивилизации. Нежной фетишистской привязанностью к ним прославились поп-эксцентрики прошедшего ХХ века. Так, Уорхол выдвигал "рационализаторское" предложение открыть супермаркеты, покупающих старые вещи обратно, - чтобы поддерживать постоянство запаса материи во Вселенной... Гнилицкая не просто любуется энтропийной красотой "целлюлитных" поверхностей как таковых. Она дурачит зрителя, выдавая жесть за артефакты аристократического происхождения, будто бы шутя вызывает из небытия отголоски жарких споров об эстетических категориях "высокого" и "низкого". Последнее слово в дебатах, как известно, осталось за теми, кто утверждает, что абсолютно все имеет право находиться в культурном архиве... Сфотографированные крупным планом узоры шелушащейся краски на аморфной поверхности металла не случайно напоминают штудии абстрактного импрессионизма. "Искусство мусорщиков", вышедшее на арт-сцену вслед за этим "искусством для высоколобых", испытывало по отношению к нему болезненный Эдипов комплекс, - поэтому-то никогда и не отказывало себе в удовольствии передразнивать "отцовские" претензии на элитарность...

Уже в самом звучании названия проекта возникают "телесные" ассоциации - оно невольно вызывает в воображении уродливую рекламу антицеллюлитного крема от "Виши", где женщина "снимает" с бедер старую кожу как колготки... Парадоксальная чуждость собственного тела человеку во время его тотального культа стала общим местом. Тело не принаддежит нам, напротив, мы сами становимся его заложниками. Оно превращается в машину, "подвид" бытовой техники, требующей постоянного изнурительного ухода за собой, - таким странным образом сегодня "аукается" теория де Ламетри в середине XVIII века смастерившего трактат "Человек-машина"... Тело интересует современное искусство в двух главных аспектах - марксистском, как инструмент скрытого рыночного манипулирования, и экзистенциалистском, как источник подспудных страхов и аффектов - боли, утраты красоты, целлюлитного психоза...

Как заметила Е.Петровская, пробить брешь в нашем равнодушии к миру, достичь порога восприятия сегодня способно только травматическое зрелище. Анна Ермолаева не склонна к душераздирающим телесным фантазиям и откровениям. Ее видео в жанре "скучного" зрелища, противопоставляемого на заре своего возникновения, в 1960-е, развлекательным телешоу, может претендовать, скорее, на "предпороговый" статус. Идеолог видеоскуки, все тот же Уорхол, писал, что бессмысленно изо дня вдень смотреть программы, разнящиеся несущественными деталями, лучше уж довольствоваться беспримесным "всегда одним и тем же". Наблюдать, к примеру, как ездит по "ландшафту" женского тела игрушечная машинка - работа называется "Царство кривых линий. Эта игрушка напоминает маятник психоаналитика, с помощью которого он гипнотизирует пациента, погружает в состояние транса. Ее монотонное движение замораживает, выключает эмоции как анестетик. Следя глазами за механическим авто, мы, повторяя уорхоловскую мантру "ничто не имеет смысла", синхронизируя себя с усыпляющим травмированное сознание ритмом будней, который, собственно говоря, это движение и символизирует...
Виктория Бурлака



Версия для печати










Виставка українських художників "Рік Мавпи"

Пріоритетом у підборі творів є перехідний стан людей, подій та ознак нашої реальності. Це романтичність одинокого даїшника у ночному дозорі (Олександр Гнилицький), шалена енергія багатолюдного натовпу (Сергій Зарва), палаюча пожежна машина (Жанна Кадирова), помаранчевий вибух салюту (Максим Мамсиков), терпляча нічна черга по вечерю (Алина Якубенко). // подробнее...





СЕЙЧАС






Информация будет позже




















         
  Rambler's Top100