Архив проектов галереи

22.03.2004
Будни


Открытие - 21 апреля в 19.00

Тема выставки располагает к использованию именно быстрых, репортажных форм изображения реальности, тем не менее, художники-участники выбирают "медленные" жанры - живопись и скульптуру. Отказываясь от современных форм художественной документации, авторы обращаются к устоявшимся традициям жанрового искусства как изображения повседневной жизни и бытовых сцен. Однако новая серия картин Василия Цаголова "Блуждающая пуля" не является криминальной хроникой, а скульптурные инсталляции Максима Мамсикова "Шелф Плаза" не показывают реальные офисные будни. Оба проекта являются имитацией социальных исследований, а сами произведения - имитацией этюдов с натуры.

Тема криминала и насилия уже давно присутствует в творчестве Василия Цаголова. В серии "Блуждающая пуля" криминальный материал интересен для художника тем, что он находится вне зоны эстетического и поэтому в массовом сознании ближе всего к подлинному свидетельству. Свои картины он представляет как максимально эффектные документы вымышленных событий. Желание добиться наибольшей зрелищности диктует перенасыщенность действия в сюжете, а эскизная легкость исполнения придает эффект документальности.

В новом проекте главным для Цаголова является собственная режиссура, создание "красивого" кадра. Когда Цаголов работает с камерой, его фильмы и фотографии также всегда предполагают "постановку". Зрелищность его последних работ - это дань жанру боевика, который не может существовать без стрельбы, крови и фигуры самого преступника. Художник работает с уже сложившимися экранно-мифическими стереотипами о бандитах, которые, вероятно, и на самом деле в "спектаклях насилия" не могут не разыгрывать свои ритуальные роли.

Если живопись Василия Цаголова можно сравнивать с кинофильмом, то последний проект Максима Мамсикова "Шелф Плаза" - скорее с мультфильмом. Глиняные скульптуры, вылепленные в мультяшно-лилипутском масштабе, организованы в многофигурные мизансцены на полках-этажах импровизированных "высотных зданий". В построении "поэтажных" сюжетов чувствуются не только собственные эмпирические наблюдения автора, но и влияние экрана. Фигуры безымянных участников "производственных" сцен и разнообразные детали интерьера, раскрашенные акрилом, образуют объемные картины. Все происходящее как будто транслируется через камеры слежения.

Мамсиков избегает социальной критики, но пародийность непроизвольно возникает при трехмерной передаче даже самой неинтересной в реальности "производственной" сцены. Если видео- или фотоизображение простой жанровой сцены рискует тут же превратиться в банальный рекламный образ, то композициям Мамсикова это никак не грозит. Такой "пластилиновый" способ отражения действительности он считает адекватным его собственному отношению к современной реальности.

Наталия Филоненко

Полный адрес статьи : http://kiev.guelman.ru/rus/gallery/galleryprojects/budni/