Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



{ Ссылки } { Дневник Марата Гельмана в ЖЖ } { Карта сайта }   








  Новости
Статьи
Галереи
Художники
Выставки
Продажи
Издания
Литосфера
Былое

[укр.]
[рус.]


Анонсы событий в Киеве и в Украине


Новости Галереи Гельмана в Москве



До 96-го года я делал все, чтобы галерист Гельман был единой системой. И мне это вроде бы удалось. А с 1996-го наоборот, занимался ее разрушением, потому что и то хорошо, и другое хорошо, а проблема бренда на самом деле только в том, что он постоянно загоняет человека в себя.







Архив проектов галереи


Наталия Филоненко
Голубая глина
23 октября - 20 ноября 2002 г.


Куратор: Наталия Филоненко

Художники: Ксения Гнилицкая, Жанна Кадырова, Глеб Катчук, Дмитрий Максименко, Максим Мамсиков, Наталья Мариненко, Кирилл Проценко, группа "Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев), Юрий Соломко, Василий Цаголов, Илья Чичкан.

"Сначала есть ничто, затем есть глубина ничего, после - голубая бездна"
Гастон Башляр


Сине-голубой цвет не имеет измерений и существует вне всяких пределов в отличие от других цветов. Цвета являются до-психологическими пространствами и продуцируют специфические ассоциации, реальные и отчетливые, в то время как голубой, прежде всего, вызывает образы моря и неба, бесконечных первоначальных стихий, абстрактных по своей фактической и визуальной природе. Поэтому многие работы, представленные на выставке, прямо или косвенно связаны с небом и водой. Именно их изображение неизбежно приводит к сине-голубому цветовому строю живописного или видео образа, их безграничность диктуют некоторый минимализм художественных средств.

В начале прошлого века на одном из этапов развития супрематическая система Малевича ставила задачу преодолеть цвет неба; "он был повержен и предстал как белый, единственно истинное представление бесконечности и таким образом освобожденное от цветового небесного фона". Василий Цаголов иронически трансформирует шедевры Малевича: он представляет телевизионный "Голубой квадрат", используя инструментарий медиальной эры. Экранное изображение, как и живопись, возникло как смешение цветов, со временем также превратилось в хаотическую смесь, и сегодня требует радикального очищения.

В начале 50х годов французский художник Ив Кляйн, пытаясь сконцентрировать внимание зрителя на одном цвете, был разочарован тем, что на открытиях выставок публика по привычке, глядя на живописные поверхности разных цветов, воспринимает их только как компоненты полихроматической декоративности. В результате он категорически отказался coпоставлять даже два цвета на одном холсте, т.к., по его мнению, самый совершенный аккорд двух красок привлекает внимание скорее к их конфликту, лишает их права доминирования и мешает прочувствовать смысл каждой в отдельности. Только господство одного цвета создает идеальные условия восприятия для психики и органов чувств. Его модернистские поиски Нематериального в 1956 году, в конце концов, воплотились в живописи, объектах и хепенингах, где он использовал только унифицированный темно-синий цвет. Импровизационные отпечатки мужских тел на бумаге Ильи Чичкана выполнены как парафраз "синего периода" Ив Кляйна, который в начале 60х использовал женские тела в качестве "живых кистей".

Российская группа "Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев) представляет лаконичное видео "Центр". Они пародируют модель космического и жизненного порядка: хаотично разбросанные по голубому экрану одинаковые белые кружочки вдруг начинают вращаться вокруг одного из них, по неивестным причинам вдруг оказавшимся в центре всего.

Цвет дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары - это темно-синий цвет тела Кришны согласно индуистской мифологии. Воитель и политик, после многочисленных подвигов он погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя. В видео работе "Убить Кришну" Глеб Катчук осветляет этот образ и представляет его смерть как замкнутый круговорот Сансары. Закольцованное видео работает как счетчик его бесконечных перерождений.

Утопическая карта, на которой море занимает все ее пространство - это работа Юрия Соломки "Штиль" из серии "Шкала глубин и высот". Суша лишь кое-где едва просматривается под пастозным голубым слоем. Фактурность живописного квадрата контрастирует с жесткой рамкой шкал, в которую он заключен.

"Красная шапочка" - это постановочная фотография Ильи Чичкана и Дмитрия Максименко. Обнаженные герой и героиня оказываются на дне пустого бассейна, выложенного голубой плиткой, где именно и разыгривается драматическая сцена. Сказочный сюжет, по желанию авторов проекта и вопреки целомудренным законам жанра, превращается в эротический.

Максим Мамсиков в новой видеоработе "Большая стирка" нарушает законы классического натюрморта, как статического изображения неодушевленных предметов: букет голубых хризантем стоит на работающей стиральной машине и в результате вибрации истерически въезжает и выезжает из кадра. И если прежде натюрморнтые мотивы принято было толковать символически, то в данном случае нервная дрожь цветов под монотонный шум мотора может напоминать об уязвимости природы в техногенную эру.

На выставке представлена живопись, в которой преобладает голубой цвет: несколько новых картин Максима Мамсикова - "Березовая роща", "Портрет девочки", а также "Беломор" из серии "Карманная живопись", выполненный в размере сигаретной пачки. "Город-курорт Медео" Кирилла Проценко это работа из серии симуляционной живописи, посвященной промышленной графике, один из пейзажей, "перерисованных" с этикеток алкогольных и табачных изделий и увеличенных до среднего размера картины.

Для Ксении Гнилицкой магнетизм голубого цвета несомненен, в своей "Голубой серии" она пытается показать его привлекательность для повседневной жизни. Фотографии фиксируют ряд разнообразных объектов, представляя импрессионистический репортаж о голубом в окружающей действительности. Наталья Мариненко тоже обращается к одному из самых распространенных сине-голубых предметов повседневности. Ее работа "Gap" это джинсовые шорты, которые она "увековечила" в виде керамической скульптуры, последовательно окунув их в жидкий фарфор и глазурь.

В романтических работах Жанны Кадыровой задействованы животные, которых для участия в выставке пришлось подсинить. Художница восполняет недостаток сине-голубого в живой пророде и представляет несколько мистических персонажей - "Синюю лошадь" и " Лунных кроликов". Последние, кажется, занимают особое место в украинском современном искусстве, если вспомнить недавние фото и видео проекты Ильи Чичкана или известное полотно Олега Голосия "Психоделическая атака голубых кроликов."

Наталия Филоненко, октябрь, 2002

{ Выставка организована "Институцией нестабильных мыслей" и проводится при поддержке Бюро Швейцарской культурной программы "SDC/PRO HELVETIA." }





Версия для печати










Виставка українських художників "Рік Мавпи"

Пріоритетом у підборі творів є перехідний стан людей, подій та ознак нашої реальності. Це романтичність одинокого даїшника у ночному дозорі (Олександр Гнилицький), шалена енергія багатолюдного натовпу (Сергій Зарва), палаюча пожежна машина (Жанна Кадирова), помаранчевий вибух салюту (Максим Мамсиков), терпляча нічна черга по вечерю (Алина Якубенко). // подробнее...





СЕЙЧАС






Информация будет позже




















         
  Rambler's Top100