Архив проектов галереи

20.05.2004
Хочу Тебя Закопать


Перформанс, видео

Виктория Бегальская, уроженка Харькова, сегодня живет и работает в Москве. Ей присущ беспощадно-объективный взгляд на социальную реальность - что традиционно для харьковской школы фотографии и видео, программно обнажающей перед зрителем правду жизни. В то же время, женское начало смягчает жесткость этого взгляда, окрашивая его в эмоциональные - то меланхолические, то ироничные тона. Проект органично совмещает в себе разные тематики - "псевдофеминистическую" и социальную, а также разные жанры - постановочное и документальное видео.

Давшее название проекту видео снималось в день массового выноса помойных ведер и всенародного похмелья - 2 января 2004 года в "ХТЗ" (эта аббревиатура зашифрована в названии проекта), районе Харьковского тракторного завода. В роющихся в мусорных баках бомжах, криминальных типах, обшарпанных "хрущевках" Бегальская видит олицетворение депрессивности обнищавшего социума. Горы "мусора", на которых сосредотачивается ее внимание, выглядят как метафора взаимоотношений человека и государства, для которого люди с "ХТЗ" - отработанный материал, мусор... Художница собирается прибегнуть к символическому жесту уничтожения, "закапывания" ненавистной реальности. В перформансе, который будет осуществлен в стенах галереи, она забросает видеопроекцию землей, - превращая ее в Абсолютное Ничто, в "черный квадрат Малевича".

Срежиссированные видеоработы Бегальской следует причислить к поколению постфеминистических произведений на том основании, что это уже не критика мужского доминирования, "вожделеющего взгляда", униженным объектом которого якобы является женщина, а критика самой этой критики...В истории с садо-мазохистским подтекстом "Welcome" художница становится добровольной "жертвой" чернокожего учителя английского языка, секущего ее розгами за ошибки. В фильме "Снизу вверх" Бегальская - исполнительница "эксклюзивных" сексуальных капризов, ее странная роль только подчеркивает комичность абсурдного персонажа мужского рода, "лопающегося" от ложного чувства собственной значимости... Виктория рассматривает отношения мужчины и женщины в постлакановском ключе - как отношения эротического договора. Разыгранные мизансцены делают очевидным то, что "подавление" контролируется самой женщиной и, на самом деле, не противоречит ее желаниям...

Полный адрес статьи : http://kiev.guelman.ru/rus/gallery/galleryprojects/hochu-tebya-zakopat/