Архив проектов галереи

14.11.2002
Національна Географія


Про все на свете по-украински

Обращение Олега Тистола к экзотическим странам и народам не случайно. По его собственным словам, сегодня неинтересно замыкаться в проблемах "собственно украинского". Тем более, находясь в географическом центре Европы, где слева - следом за кризисом белой христианской европейской цивилизации идет перепроизводство продуктов культуры, а справа - искусство просто перестало быть актуальным занятием, поскольку государство предпочитает презентировать себя совсем другим способом.

Украина же, стоящая на пересечении Востока и Запада, Севера и Юга - очень удобный плацдарм для наблюдения. Так хочеться роздивитись навкруги усього світу широкого. Глянешь направо - и взгляд упрется в индейского вождя со старого американского дагерротипа, глянешь налево - засмотришься на миловидное личико девушки из народа фульбе. И какое право выбора! Такое ощущение, что сидишь в голой степи и думаешь, что бы такое тут посадить: березку или пальму, картошку или кукурузу, а уж прикрыть задницу можно чем угодно в зависимости от настроения : хочешь - галифе, хочешь - ливайс или шаровары, а можно и так просто ходить. И язык, на котором разговариваешь, можно тоже выбирать: хочешь говори по-нашему, хочешь по-русски, хочешь создай свой диалект, а не хочешь - так спикай по-английски.

В любом случае художник Тистол, для которого среднестатистический индус значительно симпатичнее зализанного рекламой европейца, избрал для себя вариант обращения к неизвестным культурам - голодным, но молодым и здоровым. Вероятно, его тошнит от старых циничных патриархов культуры и притягивает к детям природы. Ведь дети всегда мудрее и перспективнее, они не обременены ненужными правилами и предрассудками. У них есть право выбора всего - конфессии, места проживания, культурной и сексуальной ориентации и даже военной доктрины. То есть художник Тистол, подобно миротворческим силам ВВС Украины, базирующимся в Косове, Ливане или Сьерра-Леоне чувствует необходимость средствами классического искусства выразить культурную поддержку народам третьего, четвертого и любого другого мира. Эта поддержка бескорыстна, но не бессмысленна. За культурой этих народов ближайшее будущее. Настолько ближайшее, что оно уже наступило, и это приятно. Западная цивилизация по инерции пугает всех нас мечетями, вигвамами, ярангами и саклями. А на самом деле бояться надо небоскребов и твердых валют.

Полный адрес статьи : http://kiev.guelman.ru/rus/gallery/galleryprojects/natsionalnaya-geografiya/