Марат Гельман

14.07.2005
Искусство не обязано быть красивым


- Легко ли сегодня пробиться молодому художнику?

МАРАТ Гельман, галерист:

- Сейчас художественная карьера делается сложно, кроме таланта важен и возраст. Если художник молод, то у него есть шанс пройти этот путь. Я не исключаю ситуации, когда все захотят стать художниками, все-таки судьба артиста - одна из самых счастливых. Шанс надо предоставить всем, а культурный механизм сам отфильтрует качественное. И если в России сейчас около миллиона людей, которые хотели бы творческой карьеры, профессии, то после этой фильтрации останется двести.

- И начнут выписывать непонятно что, лишь бы посовременнее...

- Неопытный зритель должен преодолеть языковой барьер: он должен понять, что это искусство. Для этого ему нужны подсказки. Люди считают, что основные признаки искусства - это красота, доброта, искусство должно учить. И когда мы делали в Новосибирске выставку "Компромат", реакция публики была: это не искусство. Следует подсказка: искусство всегда занималось имитацией реальности, так? А что такое в современном мире имитация реальности? Компромат. То есть художники занимаются тем же самым, что и раньше. И все. Искусство необязательно должно нести добро - это простая вещь, для человека европейского абсолютно понятная. Искусство - боль, а не лекарство. А в России это выглядит неким наездом на добро. Сейчас одновременно живут художники разных эпох, и есть настоящая драма: человек еще жив, а уже никому не интересен. Для нынешней художественной среды важно, что созданное должно немедленно утилизироваться. Справедливо, нет - но это так, это уже случилось.

Полный адрес статьи : http://kiev.guelman.ru/rus/marat/not-beautiful/