На первую страницу
 Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



[укр.] [рус.]











Интервью С.Кукиной с М.Гельманом в Нижнем Новгороде

ХУЛИГАНСТВО - ЕЩЕ ОДНА КИСТОЧКА ХУДОЖНИКА

- Я хотела бы определиться в терминологии. Современное искусство - ваши критерии отбора?

- Есть традиционная система критериев: талант, перспективность (молодость), внутреннее содержание (есть что сказать). В ХХ веке установилась другая, достаточно жесткая система критериев: художник должен быть внутри контекстов. Первый контекст - история искусства. Художник не может делать свои новые вещи, не отдавая себе отчет в том, что было сделано до него. Второй контекст - то, что делают его современники, проблематика, актуальность. Третий контекст - личный. Предметом истории искусства сегодня является сам художник, а не его произведения. В этом смысле он должен иметь стратегию, не повторяться и быть узнаваемым, четко осознавать, что будет делать завтра. Четвертый контекст: только сиюминутное имеет право попасть в вечность. Искусство попадает в историю тогда, когда отражает эту историю.

- Хулиганство является критерием?

- Нет. Хулиганство или радикализм - такое же средство художника, как кисточка. Художнику нужна настоящая эмоция, настоящая реакция, и он может вызвать ее только прямым действием, высказываясь, например, собственным телом.

- Настоящая реакция? Приведите пример.

- Реакция может быть и действием. Художник моделирует гнев или умиление, зритель гневается или умиляется. Радиопостановка Орсона Уэлса "Война миров", сделанная в виде репортажей, смоделировала настоящую панику.

- Но история радиожурналистики рассказывает, что на Орсона Уэллса подали в суд за создание паники, и он был до крайности изумлен. Значит, не смоделирована, а наоборот, не просчитана.

- Художник работает с понятием "подлинность", а журналист - с понятием "достоверность". Постановка подлинна: в нее поверили.

Сугубо российский акционизм, как вы говорите, хулиганство, связан с клише "творческая интеллигенция", которое существовало в советское время. Интеллигенция - потребитель культуры, творец - ее создатель. Они не являются одним целым, в каком-то смысле они даже противники. Но это клише всегда диктовало художнику: веди себя как интеллигент, принадлежи к этому кругу". Поэтому сейчас, прежде чем высказаться, художник старается прочертить линию между собой и интеллигенцией. Сделать это легче всего на уровне "неинтеллигентного поведения". Нарушаются некие табу, приличия, и зритель перестает идентифицировать себя с художником.

- Вас интересуют в жизни банальные вещи?

- Секс, драгс - или что? Ну, безусловно.

- Какие?

- И секс, и драгс.

- Какой может быть "драгс" при вашей несусветной занятости?

- Шутка, конечно, но, кстати, иногда это снимает усталость - если не увлекаться. Я попробовал в тридцать лет, не увлекаюсь и думаю, что в моем возрасте это безопасно.

- Хотелось бы пример все-таки по-настоящему банальный.

- У меня двое сыновей. Я увлекаюсь кухней и возможность есть разную еду считаю одним из завоеваний перестройки. Изучил все нижегородские рестораны.

- И что такого удивительного попробовали?

- В Нижнем я очень люблю рыбу. Например, в "Купеческом" великолепная стерлядь.

Нижегородская модель культурной политики

- У вас давняя связка - или дружба? - с нынешним министром нижегородской культуры Александром Блудышевым. Поделитесь вашими совместными планами.

- Саша - один из самых моих любимых людей. Планы? Недавно в Большом театре заседал Клуб друзей Русского музея, в который я вхожу. Мы договорились с директором музея о будущем приезде сюда, чтобы посмотреть здешний Художественный музей, обсудить совместные проекты.

Я пытаюсь рассказать Саше, что такое культурная политика. Любой субъект, не имеющий ее, становится просто денежным мешком, который дает или не дает деньги и перестает на что-либо влиять. Было бы замечательно сформировать на примере Нижегородской области модель культурной политики срединной России.

Во взаимоотношениях власти и искусства есть три типовых ситуации. Средневековье: власть окружает себя фаворитами, они реализуют культурную политику. Пример средневековья - Лужков и его фавориты, Церетели, Кобзон, Шилов. Второй тип отношений - когда искусство прошлого занимает место искусства настоящего, оно делится на "истинное" и не истинное. "Истинное" похоже на картинки из "Родной речи", по которой училась власть, поэтому она поддерживает только "истинное" искусство. Отнесем эту ситуацию к сталинскому периоду. Третий тип - позднебрежневский: неважно, какое искусство ты делаешь, главное быть лояльным власти.

А ведь в России - две тысячи музеев, множество институтов, которые готовят художников - но эта огромная машина не работает. Наша идея - создать машину, которая выполняет свою функцию, - стимулирует творческую деятельность и отбирает лучшие образцы, чтобы формировать национальное российское искусство.

Мат на сайте? Не вижу проблемы.

- На вашем сайте есть журнал, который открывается совершенно нецензурной страницей. Как вы к этому относитесь?

- Да, ПГ-журнал, очень хорошие молодые ребята. Это нормально. Есть несколько процессов, связанных с матом. Один из них абсолютно похож на хулиганство: художник таким образом отделяет себя от интеллигенции. Другой процесс - демократизация литературы, когда разговорный язык включается в тексты как литературный. Я в этом давно не вижу проблемы.

- Но ведь статью уголовного кодекса о мелком хулиганстве никто не отменял?

- Скажу одно: в России давно перестали понимать разницу между искусством и жизнью. Когда вы видите в кино убийство, не предъявляете актеру в жизни обвинение, что он убийца. Вы разделяете жизнь, где нельзя хулиганить мелко или крупно, и искусство, где существующую жизнь моделируют. Может ли режиссер, снимающий кино, соблюдать внутри съемок уголовный или моральный кодекс? Вряд ли. Но искусство воспринимается сегодня как жизнь, и к нему предъявляются претензии как к жизни. Это проблема.

У меня наступил коммунизм

- В вашей жизни есть какая-то область, мечта, исполнение которой вы отложили на старость?

- Периодически, хотя все меньше и меньше, я думаю, что когда-нибудь придет время писать. Впрочем, есть и другие способы оставить что-то после себя. Например, я подарил Русскому музею 60 работ из своей коллекции, которые теперь будут представлены в постоянной экспозиции.

- А нашему музею собираетесь что-нибудь подарить?

- С удовольствием, в Москве ситуация вокруг музеев очень политизирована, и следующий подарок, скорее, будет нижегородскому музею, нежели московскому. Но...В 88-м году на аукционе Сотбис приобрели работу уже очень известного тогда Кабакова и собрались ее передавать в какой-то музей. Музейщики начали спорить, относится ли работа к живописи, графике или скульптуре. Работа же представляла собой объект, совмещающий все это. Никто из хранителей так и не решился принять ее. И работа попала в музей декоративного искусства и, кстати, стала началом коллекции. Если уж делать подарки, так людям, которые понимают, как с этим обращаться. Если ситуация в музее за год-два изменится, - конечно, подарим.

- Что вам больше всего ненавистно в российской действительности?

- "Ненавистно" - слишком сильно. Я бы сказал, больше всего мешает, - то, что в России прошлое пытается занять место будущего. Во всем. И этого не изменить законодательным путем или кадровыми перестановками - это ментальность.

- Любимое занятие?

- То, чем я занимаюсь в конкретное время. У меня стерлась граница между работой и отдыхом, между любимыми вещами и обязательствами - в этом смысле у меня наступил коммунизм.

- Вам бывает больно, когда "желтые" газеты пишут про вас гадости?

- Нет. Вот только когда газета "Завтра" назвала меня английским шпионом и разрушителем государственности, мама прочитала и очень расстроилась.








Версия для печати












         
  Rambler's Top100