На первую страницу
 Guelman.Ru      GiF.Ru      Гельман      Арт-Азбука    



На первую страницу


 Круг художников
 Архив проектов галереи

    



[укр.] [рус.]







Марат Гельман


Марат Гельман о выставке "Система координат. Русское искусство сегодня" (Загреб, Хорватия)





Традиционно считается, что европейская культурная политика формируется в крупных институциональных центрах, ярмарках и биеннале, как Тэйт Модерн в Лондоне, центр Жоржа Помпиду в Париже, кассельская "Документа", венецианская биеннале, Арт Базель и тому подобное. А затем рожденная в метрополии новая мода "спускается" с заоблачных высот и расходится по малым европейским столицам и центрам.

Но у современного искусства, в отличие от архитектуры, дизайна и популярной музыки есть одно важное свойство – глубинная независимость от высоких технологий и крупных инвестиций. Гораздо большую роль в возникновении феномена актуального искусства играет genius loci, который определяет место, время и людей, рождающих идеи в искусстве – здесь и сейчас. И еще – для художественной деятельности необходима аудитория, круг друзей и профессионалов, понимающих и разделяющих идеи художника.

Российскому современному искусству, можно считать, повезло. Потому, что несмотря на огромные трудности с социализацией искусства у себя на родине, у него всегда был этот круг друзей и ценителей, благодаря которому все последнее десятилетие художественный процесс шел с необычайной интенсивностью. И простирался этот круг очень широко, включая контакты с эффективными художественными организациями и энергичными кураторами из Восточной Европы – кому был близок как советский опыт тоталитарного прошлого, так и пафос радикализма 1990-х годов; тех, кто понимал наш юмор и ценил усилия наших художников по сохранению того лучшего, что породил опыт коллективизма.

Очерчивая некоей приблизительной линией круг друзей-коллег российского современного искусства, надо отметить, что не всегда речь идет о наших непосредственных соратниках и о прямом участии нашей галереи в огранизации той или иной художественной выставки, как, например, в выставке "Снегурочка" в галерее "Zacheta" в Варшаве, курируемой Магдаленой Кардаш. Я считаю важным упомянуть и те проекты, в которых принимали участие художники нашей галереи и которые сыграли важную роль в их творческой карьере. Тут же хочется вспомнить и тех, благодаря энтузиазму которых эти события состоялись. Это наследный принц Черногории Никола Петрович-Ньегош и биеннале современного искусства в Цетинье, господин Ласло Беке и художественный музей в Будапеште, румынский художественный критик госпожа Илеана Пинтилье и международный фестиваль перформанса в Тимишоаре, болгарский критик и писатель господин Свилен Стефанов и софийская галерея XXL. Возможно, я кого-то упустил.

Тем не менее с большой радостью хочу отметить тот факт, что сегодня этот круг стал еще шире и возникла новая возможность диалога и творческих контактов – благодаря активности господина Тихомира Миловаца и госпожи Лейлы Топич современное российское искусство будет показано в музее современного искусства в Загребе.
Но настоящая выставка демонстрирует не только факт близости Москвы и Загреба, а в целом изменения европейской культурной политики. Последние пятнадцать лет вся наша деятельность служила решению двух принципиальных задач. Это, во-первых, продвижение российских художников на международной художественной сцене. Во-вторых, возможность изменения самой сцены, связанная с тем, что страны так называемой Восточной Европы перестали быть изолированными от мирового художественного процесса.

Сегодня Москва претендует на статус одной из художественных столиц Европы, но добиться того, чтобы этот статус был утвержден за российской столицей реально, в ближайшем будущем, невозможно без того, чтобы сложилась новая география современного искусства. В этой новой географии уже не Базель или Париж, а Загреб, Бухарест, Краков станут принципиальными точками европейской художественной среды.

Загребский музей современного искусства – сам по себе является историческим феноменом, одним из первых плодов демократизации и интернационализации восточноевропейской социалистической культуры, так как был образован в 1954 году, в момент сближения Югославии с Североатлантическом союзом. Эта организация являлась созвездием субструктур: галерея современного искусства, центр фотографии, библиотека, архив, галерея наивного искусства и другие. Но из-за ограниченности площадей загребский музей никогда не имел постоянной экспозиции, несмотря на то, что здесь активно шла работа по сбору, изучению, анализу и музеефикации современного искусства. Большую роль в этом играла, несомненно, активная выставочная практика, способствующая и установлению международных контактов.

Очень приятно, что решение о строительстве нового здания музея современного искусства совпало по времени с организацией выставки современного российского искусства. Надеюсь, это событие станет первым в ряду российско-хорватских художественных связей и обменов.



Версия для печати












         
  Rambler's Top100